«Ка-26» снова в небе

Вертолет Ка-26, получивший некогда в народе прозвище «танец с саблями» за его огромные винты и маневренность, официально вернулся в небо. Восстановленный борт получил СЛГ весной этого года, а в начале июля летал на авиаслете в Первушино.

Возможность увидеть этот вертолет в небе – уже много для тех, кто знает и любит историю нашей вертолетной авиации. А уж подняться в нем в небо – и вовсе чудо, на которое и надеешься!

И все же это удалось – и увидеть вертолет, и посидеть в нем, и даже полетать на уникальной машине. За возможность прокатиться на борту Ка-26 наша редакция благодарит коллектив работающих на нем летчиков и руководителя программы по восстановлению Ка-26 Динара Шайбакова, который также руководит Уфимским авиаклубом.

Уже после полета мы пообщались с ним и попросили подробнее рассказать про этот вертолет и его историю – и в ответ на это Динар Шайбаков пригласил нас приехать на аэродром, где базируется восстановленный Ка-26.

Аэродром этот носит название «Забельский» и у него богатая история. Сейчас он назван в честь именитого башкирского летчика, дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева, который когда-то начинал свой путь в Уфимском аэроклубе ДОСААФ. Помимо него, тут училось множество других летчиков и летчиц, чьи имена вписаны в историю нашей авиации. Старейший ангар этого аэродрома, который помнит и тех героев, и многих других, кто летает и сейчас, в том числе в рядах ВКС России, построен в 1935 году. Деревянный ангар с резными украшениями бережно сохранен энтузиастами, он сумел пережить даже непростые 90е годы, и сейчас по-прежнему используется по прямому назначению – в нем базируются несколько воздушных судов, в том числе и Ка-26, ради которого мы приехали сюда.

Вертолет, покоривший и участников, и зрителей слета в Первушино, носит имя Рафаиля Рафикова, его портрет изображен на борту. Рафаиль Мубарякович Рафиков трудился на заводе в Кумертау (КуМАП)с его основания, именно он внес основной вклад в производство вертолетов Ка-26, также Рафаилу Рафикову принадлежит заслуга организации поставок этих вертолетов в другие страны. Многие вертолеты, поставкам которых имел непосредственное отношение Рафаиль Мубарякович, до сих пор летают в Венгрии, Молдавии и Румынии. После ухода с кумертаусского вертолетного завода, Рафаиль Рафиков трудился в компании «ТехПромСервис», которая сейчас и занимается восстановлением до летной годности сохранившихся в России Ка-26, он был в этой компании техническим директором буквально до последнего дня. В воссоздании этих машин его заслуга не меньше, чем когда-то в их строительстве, поэтому первый восстановленный борт было решено назвать его именем.

Вертолет имеет официальный сертификат летной годности, он прошел восстановление на одном из авиаремонтных заводов, специализирующихся на этом типе. Для того, чтобы организовать это, пришлось постараться, рассказывает Динар Шайбаков. Вертолет надо было отправить на завод в Виннице, где еще со времен СССР находился ремонтный завод для этого типа (были и другие, но они ныне уже прекратили работу), а украинцы не хотели работать с россиянами. И тогда на помощь пришли белорусские коллеги – вертолет отправился в соседнюю страну, и уже оттуда, как белорусский, был направлен на ремонт. С завода его отдали, проверив лишь то, что запускается двигатель – летчиков-испытателей, имеющих право его облетать, там не было, и облет вертолета осуществлялся уже на месте. Везли его, сняв лопасти, с которыми упаковать воздушную машину невозможно никуда. Уже по прибытии на место собрать вертолет помог опытнейший техник, который более сорока лет трудился на вертолетах этого типа.

Облетывал вернувшийся с капитальных ремонтных работ вертолет уфимский летчик-испытатель Венер Мансурович Мухаметгареев. Только после этого на вертолет была получена все официальная документация по СЛГ – делались документы согласно ФАП 237. По требованиям, помимо технического состояния воздушного судна и его проверки летчиком-испытателем, на нем должен иметься ряд информационных табличек – в том числе и о том, что данное воздушное судно не предназначено для коммерческих полетов. Все требования законодательства были выполнены неукоснительно, и вертолет-ветеран получил право вернуться в небо.

История у этого вертолета интересная, а в этом году он отмечает собственный юбилей – ему исполнилось 45 лет! Вертолет этот был выпущен в 1977 году в Кумертау, недалеко от Уфы. Сразу же с завода поступил в Уфимский авиаотряд, тогда ему был присвоен бортовой номер СССР-24321. Заводской номер борта – 7706113. После распада СССР вертолет перешел в пользование компании Уфимские авиалинии (также, как и другие, тоже стоящие сейчас на Забельском вертолеты, у которых еще сохранилась прежняя окраска), потом он был закрыт на хранение в Нефтекамске, где простоял много лет.

Только в 2018 году за борт смогли взяться энтузиасты, которые перевезли его в Уфу и начали восстановительные работы.

Сейчас на аэродроме в Забельском находится еще два таких же вертолета, и те, кто подарил вторую жизнь этому Ка-26, уверенно говорят о том, что будут заниматься и остальными машинами. В планах – создать небольшой авиаотряд и применять восстановленные вертолеты для проведения сельскохозяйственных работ, для обработки полей. Это, к слову, и было при создании вертолета одним из основных его предназначений, а при его конструировании задачи сельскохозяйственной авиации были учтены больше, чем при создании любых других типов вертолетов.

Герой нашей статьи, как рассказал Динар Шайбаков, необычен вдвойне. Этот вертолет выпускался в специальной модификации для проведения геологических работ, на его борту остались места для крепления оборудования. По словам Шайбакова, таких вертолетов было выпущено всего три, и летающий сейчас в Уфе борт – возможно, последний оставшийся из них.

У компании, занимавшейся ремонтом этого Ка-26, теперь большие планы – как рассказали нам, в настоящее время осталось около 40 машин этого типа, но к ним практически не найти запчастей, а главная проблема — это лопасти. Организация планирует заняться изготовлением специфических лопастей Ка-26, что позволило бы вернуть в небо еще немало таких машин – ведь установка лопастей от других вертолетов либо невозможна, либо значительно ухудшает его летные качества.

Летчики, вернувшие в небо Ка-26, говорят о том, что хотели бы добраться со своим детищем до столицы – планируют попасть на авиасалон МАКС-2023, и, возможно, на ежегодно проходящее на аэродроме МАРЗ авиашоу «НЕБО: теория и практика», так что у жителей столицы и центрального региона России есть неплохие шансы вживую увидеть этот заслуженный вертолет, и лично посмотреть, как выглядит в небе «танец с саблями» — а когда Ка-26 взлетает, происхождение этого народного названия становится очень даже понятно.

Кстати, подходить к Ка-26, в отличие от практически всех вертолетов, по правилам разрешено только с хвоста! Связано это с конструктивными особенностями его лопастей, ставших причиной прозвания – они очень длинные, наклоняющиеся к земле. По этой причине приближаться к вертолету можно только после того, как уже начался разгон лопастей и они поднялись достаточно высоко. А только со стороны хвоста потому, что у вертолета этой модели нет хвостового винта, а от несущего там людей прикрывают выступающие две хвостовые балки, делая посадку на борт максимально безопасной.

Вот такой это необычный вертолет – Ка-26.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала летчикам, летающим на Ка-26, Динару Шайбакову и Сергею Гончарову, а также коллективу сотрудников Уфимского аэроклуба и компании «ТехПромСервис».

Фотограф Юлия Силина

Автор текста Алена Моргуновская