На Первушино собрались лётчики малой авиации

Слёт пилотов малой авиации, или АОН (авиации общего назначения), состоялся на уфимском аэродроме Первушино.

Эта площадка работает уже 11-й год подряд, и с каждым годом её оснащённость и подготовка к приёму как пилотов, так и гостей такого мероприятия, становится всё лучше.

В этом году слёт проходил два дня, 8 и 9 июля. В первый день, пятницу, на полосе первушинского авиационного комплекса собрались главным образом сами пилоты и те, кто так или иначе напрямую причастен к полётам и авиации общего назначения. Даже те, кто не прилетел сюда на своих бортах, в основном летают сами за штурвалом на тех или иных видах ВС или летали в прошлом – на аэродроме в эти дни было немало и ветеранов-авиаторов, которые всю жизнь отдали небу и полётам. Их здесь встречали с не меньшим почётом, чем тех, кто летает сейчас, а сам праздник был посвящён столетию башкирского лётчика, дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.

Его день рождения отмечается 9 июля – и ровно в этот день на аэродроме был устроен самый настоящий авиационный праздник, гостями которого стали тысячи человек, приехавших посмотреть на полёты и вживую увидеть самолёты и вертолёты, многие из которых являются по-настоящему уникальными.

Так, одним из гостей праздника стал легендарный самолёт По-2, построенный в 1942 году. Участвовавший в Великой Отечественной войне борт сейчас восстановлен и находится в лётной годности, а его пилот с увлечением был готов рассказать о своём самолёте и полётах на этой уникальной машине. За дни фестиваля По-2 поднимался в небо над аэродромом Первушино несколько раз, радуя как участников фестиваля, так и зрителей. Еще один по-настоящему уникальный участник слета – это вертолет Ка-26, это единственный борт этого типа, находящийся сейчас в летной годности. Он неоднократно поднимался в воздух, радуя зрителей. Интересны и пара Яков – две модификации самолета Як-12, в частности Як-12а и Як-12мс, которые летали парой. Самолеты этого типа начали выпускаться сразу после войны, приходя на смену По-2, и производились в течение двадцати лет, до 1968 года, а использоваться продолжали и многие годы после.

Среди современных бортов немало внимания привлекли самолеты-лодки российского производство «Борей». Сразу три машины этого типа прибыли на первушинскую полосу, и в день массового посещения радовали полетами и даже демонстрировали групповые проходы.

Правда, показать посадку на воду в условиях аэродрома, конечно, невозможно – но сами летчики со своими гостями в свободное время с удовольствием улетали на ближайшую реку. Помимо возможности отдохнуть, там было сделано и несколько фото, которые смогут представить возможности этого самолета. В России, где практически в любом регионе страны немало рек, самолет-лодка может стать отличным решением для многих задач частного пилота, причем как в том случае, если самолет приобретается для отдыха и просто полетов, так и тогда, когда его владелец рассчитывает зарабатывать при помощи этой покупки – на самолете-лодке можно устраивать практически уникальные прогулки, соединяющие в себе и полет, и водную прогулку с возможностью купания.

В финале дня у всех гостей Первушино была возможность самим подняться в небо – воздушные шары, которые надули после того, как разлетелись самолеты, предлагали возможность прокатиться всем желающим. Ограничений по возрасту и весу на шарах практически нет, но маленький ребенок в кабине обязательно должен быть с кем-то из родителей. Для тех же, кто не решился прокатиться на шаре, с земли представлялось прекрасное зрелище их полетов в закатном небе.

Ну, а для самих авиаторов слет – это не только радостный праздник, но и работа. Вопросы и проблемы, стоящие перед пилотами малой авиации, обсуждались накануне, 8 июля – первый день слета был посвящен «рабочим задачам». За этот день было проведено несколько конференций, прочитано несколько серьезных докладов. Дважды выступал организатор слета и руководитель аэродромного комплекса Первушино Сергей Минигулов, который с увлечением делился с летчиками своими соображениями о том, как сделать сферу АОН максимально комфортной для работы пилотов в ней, как решить вопросы законодательного регулирования полетов малой авиации.

Обсуждались и необходимые в современном авиационном законодательстве изменения в правилах, которые позволили бы устранить необоснованные трудности в оформлении ряда документов, имеющиеся сейчас, и дать мощный старт развитию авиации общего назначения в России. В ситуации, когда внутренний туризм приобретает все большее значение, именно АОН может дать большое количество возможностей в этой отрасли – от развлекательно-образовательных полетов на месте, куда приехал турист, до организации индивидуальных туров по стране, в ходе которых можно посетить множество мест, до которых не доберешься на пассажирском лайнере.

Фотограф Юлия Силина