Вы здесь

Beluga – самый необычный самолет Airbus

Алена Моргуновская

В субботу 22 января в Музее техники Вадима Задорожного прошла лекция, посвящённая грузовым самолётам Beluga ST и Beluga XL.

Лекцию, попасть на которую можно было по билету в музей, проводил Александр Левданский, директор по маркетингу компании Airbus  по России и СНГ.

 

 

Семейство самолётов Белуга, представленное на данный момент двумя модификациями, Beluga ST (более ранняя версия) и Beluga XL, предназначено в первую очередь для перевозки деталей для других самолётов. Создание этих самолётов было связано с тем, что производство компании Airbus раскидано по четырём странам, которыми была учреждена эта компания – Франции, Германии, Англии и Испании. Окончательная сборка самолётов проходит в Тулузе, куда нужно доставить отдельные узлы самолётов, произведённые в разных странах. Вопрос производства  самолётов класса SuperTransporter,  к которым относится Beluga, был поднят ещё в 1960-е годы. 

 

 

После соответствующих расчётов экономисты компании Airbus пришли к выводу, что перевозка деталей будущих пассажирских самолётов по  воздуху будет выгоднее, в результате чего и были созданы самолёты этого типа. Главной причиной выгоды такого, казалось бы, гораздо более затратного вида  транспорта (тем более, с учётом разработки нового типа самолёта для этого) оказалось то, что такой способ транспортировки позволяет значительно увеличить скорость производства новых лайнеров, что имеет большое значение. Так, например, в настоящее время у компании Airbus   заключено договоров на поставку свыше семи тысяч самолётов, которые  ещё предстоит изготовить, и сокращение времени на поставку деталей, которого удалось добиться при создании сверхобъёмных грузовых самолётов, позволило быстрее справляться с этой очередью на поставки.

 

 

В первой модификации, Beluga ST, было выпущено 5 самолётов, которые были произведены на основе самолёта А-300. Позднее на смену этому пришла более современная модификация – Beluga XL. Эти самолёты в настоящее время постепенно приходят на замену своей более ранней модификации, но сейчас летают одновременно 8 «Белуг» - пять самолётов в модификации ST   и ещё три самолёта в модификации XL.

Новый самолет Beluga XL  создан на основе Airbus A-330, и на лекции был даже представлен кадр, на котором наглядно видно, как происходит это "превращение".

 

 

 

На фото ниже можно увидеть, насколько велика разница между этими самолётами, начиная от взлётной массы и заканчивая дальностью полёта, которая у Beluga XL увеличена почти в два раза по сравнению с более ранней модификацией.

 

 

Для перевозки фюзеляжей и частей одних «Белуг» используются другие их «собратья». В частности, детали более современных Beluga XL перевозятся в том числе на Beluga ST.

Самолёты семейства Beluga имеют не самую большую дальность и грузоподъёмность, однако обладают самым большим объёмом фюзеляжа, что делает их оптимально подходящими для перевозки крупногабаритных и хрупких, но не очень тяжёлых грузов.

В настоящее время планируется выпустить 6 самолётов Beluga XL, которые постепенно должны полностью заменить более устаревшие Beluga ST.

«Белуги» ещё ни разу не были проданы за пределы компании Airbus – точнее, их эксплуатантом является «дочка» этого авиационного гиганта, которая и работает с  «Белугами». Возможно ли их приобрести? Теоретически – да. Но в настоящее время это скорее самолёт, который можно зафрахтовать, нежели купить – в том числе потому, что это достаточно специфичный борт, приобретение которого в собственность по большей части не является нужным, в отличие от возможности воспользоваться его перевозочными мощностями разово.

 

 

В финале интереснейшей лекции-рассказа об одном из самых необычных самолётов зрители получили возможность задать лектору свои вопросы, а за три наиболее интересных вопроса их авторам были вручены подарки от компании Airbus и Музея техники Вадима Задорожного.

 

 

Фотограф Юлия Силина

Еще по теме:

В Музее Задорожного пройдет лекция о самолете Як-141

Лекция, посвященная истории создания самолета Як-141, пройдет в Музее техники Вадима Задорожного.

Посвященная юбилею самолета лекция состоится в музее в эту субботу, 26 марта. Ее начало запланировано на 13 часов дня.

В Музее Задорожного пройдет лекция о самолете МС-21

В субботу 14 мая в Музее техники Вадима Задорожного расскажут о российском пассажирском лайнере МС-21.

Лекция «МС-21. Новые горизонты», посвященная современному российскому пассажирскому лайнеру, пройдет в зале «Museum», вход на нее будет осуществляться по обычным билетам музея.

Airbus поборется с Boeing в тендере на поставку самолетов-заправщиков для ВВС США

Европейский концерн EADS, владеющий авиастроительной компанией Airbus, представил 8800 страниц документов для участия в тендере на поставку самолетов-топливозаправщиков для ВВС США. Его конкурентом является корпорация Boeing, которую лоббирует Конгресс США.

Аэрофлот купит у Airbus самолеты на 2 миллиарда евро

Представители европейского авиастроительного концерна Airbus подтвердили информацию о том, что крупнейшая российская компания "Аэрофлот" уже обратилась с предложением приобрести пассажирские самолеты на сумму в 2 миллиарда евро.

Airbus потребовал от Rolls-Royce компенсацию за неисправные моторы самолетов

Европейский авиаконцерн Airbus намерен потребовать от производителя двигателей для своих лайнеров А 380 - британской корпорации Rolls-Royce, компенсацию за расходы, связанные с заменой двигателей. Всего Rolls-Royce предстоит заменить не менее 40 двигателей.

Airbus захватил лидерство на авиасалоне в Ле Бурже

Нынешний авиасалон во французском Ле Бурже стал крайне удачным для компании Airbus, которая сообщила о заключении контрактов на рекордную сумму в 72 миллиарда долларов, оставил далеко позади своего главного конкурента – корпорацию Boeing.