Дмитрий Мотин рассказал о прошедшем Кубке МАРЗ и Русских авиационных гонках

Авиационные гонки такого класса появились в России совсем недавно, но уже полюбились многим зрителям и самим пилотам. Мы попросили рассказать о прошедших соревнованиях одного из пилотов этих гонок, Дмитрия Мотина, самолет которого зрители могли видеть оба дня в воздухе во время квалификации и соревновательных полетов в гонке с пилонами. Помимо участия в гонке, Дмитрий Мотин также является их организатором и одним из тех, кому принадлежит идея создания таких гонок в России.

— Как Вы оцениваете организацию сегодняшних соревнованиях?

— Несмотря на некоторые организационные просчеты, вероятно вызванные длительным перерывом в спортивно-массовых мероприятиях из-за КОВИД-19, в целом, Фестиваль, наполненный официальными спортивными соревнованиями по вертолетному, самолетному спорту и спорту сверхлегкой авиации (далее — СЛА), прошел на высоком уровне.

— Довольны ли погодой?

— Погода была отличная! Даже ветер силой 8 м/с не смог помешать проведению нашего мероприятия, что свидетельствует не только о высоком уровне наших пилотов, но и о конструктивных особенностях пилонов, образующих воздушные ворота. Не будем вдаваться в особенности конструкции пилонов в целом, но можно сказать, что проведенные модернизации конструкции и доработки в процессе эксплуатации позволяют им «держать» ветер до 10 м/с. В этом мы превзошли организаторов гонок Red Bull Air Race, которые во многом являлись для нас примером.

— Кубок МАРЗ прошёл на новой трассе, какова ее специфика?

— Кубок МАРЗ прошел на достаточно сложной трассе. Сложность ее обуславливалась ее размерами — хотелось на площадке с очень ограниченными размерами разложить полноценную трассу хотя бы из трех воздушных ворот. Как следствие — маневры на предельно малых высотах с перегрузками до 8g. Трасса оказалась очень непростой, особенно для первой гонки сезона.

— На сколько сильной была конкуренция на старте сезона?

— К сожалению, в этом соревновании приняло участие всего 8 спортсменов. С одной стороны, это жесткий регламент Фестиваля, с другой — участие наших пилотов в отборочных соревнованиях на чемпионат мира по высшему пилотажу, который все-таки планируется к проведению в этом году. В связи с характеристиками ВПП аэродрома «Черное», официальная гонка прошла только в одном классе — самолетов с поршневым двигателем. Для самолетов с реактивным двигателем данная ВПП слишком короткая, а ограниченный участок местности не позволяет спланировать воздушную трассу для самолетов, которые летают со скоростью 600 км/ч. Но в качестве демонстрационных дисциплин программы мы, впервые в мире, показали гонки по трассе с пилонами на планере с реактивным двигателем, на вертолетах и на паралетах (класс СЛА).

— Как Вы считаете, увеличится ли количество участников к следующему этапу?

— Участниками авиационных гонок могут быть пилоты только высокого уровня — победители и призеры чемпионатов России и мира. Кандидатов в участники авиационных гонок мы берем из этой категории спортсменов, после чего совершенно бесплатно учим их летать по трассе с пилонами. Самолетный спорт, как и любой другой вид авиационных видов спорта, спорт весьма не бюджетный, а мы даем возможность нашим спортсменам не только летать бесплатно, но и осваивать новые для них типы самолетов. Сейчас же мы ждем увеличения количества спортсменов, в первую очередь, за счет появления новых классов, в которых могут проводится авиационные гонки. Т.е. мы выходим за рамки не только самолетов с поршневым двигателем, характерном для современного высшего пилотажа, но и за рамки самолетного спорта в целом, используя не только классические пилотажные самолеты, но и самолеты с реактивным и электрическим двигателем. А также планеры, вертолеты и сверхлегкие летательные аппараты.

— Довольны ли собственным выступлением сегодня? Какую задачу ставили перед собой лично?

— Как и любой спортсмен, я всегда буду не доволен собственными результатами, считая, что мог бы выступить лучше и показать лучший результат. Но, являясь одновременно и организатором этих соревнований, я понимаю, что трудно, практически невозможно, сосредоточится на собственном выступлении и, одновременно, на организации всего процесса в целом. Сейчас меня интересует в большей степени не собственные результаты как рядового участника, а развитие авиационных гонок в целом, развитие новых классов, участие в гонках новых пилотов, подготовка и проведение чемпионата мира по авиационным гонкам в 2022 году в России, который нам доверила провести Международная федерация авиационных гонок, что налагает на нас очень большую ответственность. Имея опыт организации и проведения чемпионата мира по высшему пилотажу 2017 года, я понимаю, как важно для имиджа России как спортивной державы, провести его на высочайшем уровне! Исходя из сказанного, могу добавить, что в первых гонках сезона я ставил перед собой задачу не личного успеха на соревнованиях, а успеха соревнований в целом с точки зрения популяризации не только авиационных гонок, но и всех авиационных видов спорта. Считаю, что цель этих соревнований достигнута. Сезон только начался и впереди еще много новых целей и побед.