Девау: сто лет истории первого гражданского аэропорта Европы

Тогда еще расположенный около немецкого Кенигсберга, Девау и сейчас много значит для немцев — любителей авиации и авиационной истории, поэтому на праздник, посвященный его столетию, немецкие пилоты прилетели с удовольствием. На полосу исторического аэродрома село более тридцати частных самолетов, среди которых было и три, как их называют в самой Германии, «кибица» — исторических самолета-реплики времен Первой мировой войны. Они, конечно, и привлекли больше всего внимания зрителей.

Празднование юбилея Девау состоялось еще летом, 18 августа, в День Авиации, хотя полеты начались не с лета, а с осени 1919 года. Но осенью погода могла бы не позволить провести авиационный праздник с полетами, поэтому торжество решили перенести на лето. Летом праздник действительно удался, в теплый летний день над Девау летали с показательными полетами как простые прогулочные самолеты и копии старинных бипланов, так и спортивные пилотажники, радовавшие зрителей своим красочным выступлением в небе.

А сто лет назад, когда Девау был только открыт, летом он еще перестраивался из бывшего военного аэродрома в гражданский.

Пройдет совсем немного времени, и спустя всего два года, в 1921 году, Девау станет еще и первым аэропортом в мире со своей стационарной авиационной метеослужбой.

Первым аэропорт Девау был во многом, и не только в истории тогдашней Германии, но и в истории России и Советского Союза. Именно рейсами Кенигсберг-Москва начались международные перелеты общества Дерулюфт, так что первый международный рейс Европы тоже был совершен с Девау. Международное авиационное общество Дерулюфт с представительствами в Германии и СССР было прототипом современных авиакомпаний международного класса. И, кстати, тогда этот рейс был первым международным и для нашей страны, поэтому побывать на ставшим знаменитым аэродроме стремились многие. Совершал посадку здесь и знаменитый летчик Василий Чкалов, и известные поэты Серебряного века.

В тридцатые годы двадцатого века Девау стал одним из самых крупных аэропортов Европы, выполняя регулярные перевозки по большому числу направлений.

Во время войны этот аэропорт, как и практически все аэродромы и аэропорты, использовался в военных целях. При взятии Калининграда территория аэропорта Девау серьезно пострадала, но новой властью было принято восстановить его работу в кратчайшие сроки, и уже через год аэропорт продолжил свою работу. Полеты из Девау выполнялись вплоть до 1970-х годов, пока принимать международные и междугородние рейс позволяла его полоса и расположение. И только с приходом современной турбовинтовой авиации Девау уступил свое место более новому и расположенному дальше калининградскому аэропорту Храброво.

Но полеты на Девау на этом не прекратились. После того, как аэродром уступил статус международного новому аэропорту, отсюда еще продолжались ближнемагистральные перелеты, потом аэродром перешел под ведомство ДОСААФ и на полосе Девау продолжились полеты юных спортсменов-планеристов и занятия парашютными прыжками.

Принадлежит Девау системе ДОСААФ и сегодня, но с полетами на полосе легендарного аэродрома есть немало трудностей. Не смотря на то, что на юбилейный слет посадку на Девау организовать удалось, к сожалению, постоянных полетов на аэродроме сейчас нет. И проблема даже не только и не столько в финансировании, сколько в том, что рядом с полем, на котором находится взлетная полоса, расположилась одобренная администрацией Калининградской области стройка. Споры за эту территорию идут уже много лет, и пока ДОСААФ удается отстоять территорию исторического аэродрома.

Есть у нынешнего руководства Девау и планы по развитию и благоустройству его территории. Так, здесь планируется создать музей авиации, отреставрировав старинное здание КДП, которое уцелело на территории. Поставить самолеты тоже есть где, территория на поле пока большая. Если ДОСААФ удастся отстоять и эту территорию, и возможность сохранения полетов над ней, история легендарного первого гражданского аэропорта продолжиться.

О том, стоит ли сохранять эту территорию, в самом Калининграде ведутся споры. Тут находятся даже те, кто считает, что сохранение истории Девау способствует якобы «германизации» Калининграда. Вот только о какой германизации можно говорить, когда речь идет о сохранении территории, фактически имеющей статус памятника исторического и культурного наследия? Ведь и российская сторона участвовала в развитии этого аэропорта немало, и значение он огромное имел и еще как немецкий аэродром с международными перелетами в Москву, и позднее уже как советский и российский. Историческое значение первого аэропорта в России не зависит от того, как менялась территориальная принадлежность земли, на которой он расположен. И если сейчас это наш город и наша земля, то нашей стране и сохранять это наследие, этот исторический памятник.