Вы здесь

Победить время

Екатерина Баукова

Результаты исследования, проведенного совместно с немецкими  специалистами из Университета Ульма, могут предоставить «отличный шанс победить болезни, связанные с возрастом». Эта работа также позволит разработать новые лекарства для борьбы с такими болезнями, как диабет и сердечная недостаточность. Однако авторы исследования говорят, что от них не стоит ждать формулы эликсира вечной молодости.

Директор Ньюкаслского Университета старения и здоровья Том Кирквуд рассказывает, что их работа направлена на поиски новых методов борьбы с возрастными болезнями и раком.

По словам ученых, они использовали всесторонний подход, так называемую «биологию систем», который включает в себя компьютерное моделирование  и эксперименты с генетически модифицированными животными и клеточными культурами.

Во время работы исследователи наблюдали, как стареющие клетки меняли структуру ткани, и этот процесс сопровождался различными  эффектами: от проблем в работе сердца до появления морщин на коже.

Результаты работы, опубликованные в журнале «Биология молекулярных систем», также свидетельствуют о том, что когда стареющая клетка обнаруживает повреждения ДНК, она отсылает внутренние сигналы в мозг.  За этот процесс отвечают митохондрии – энергетические станции клетки.

После отправки сигнала в клетку приходит «ответ»: мозг отсылает команду либо разрушить клетку, либо прекратить процесс деления. Дело в том, что таким образом организм оберегает себя от возникновения раковой опухоли, причиной которой может стать неправильная структура ДНК.

Исследование ученых позволит также переосмыслить роль теломер – концевых участков хромосом. По мере старения организма, теломеры подвергаются эрозии. Раньше ученые верили, что предотвращение этой эрозии могло бы стать ключом к лечению возрастных болезней, но авторы последней работы опровергают это:

- «Значение теломер переоценено, и биология намного сложнее, чем мы считали раньше», - говорит профессор Кирквуд.

Томас фон Цглиники, профессор Клеточной геронтологии в Ньюкаслском университете, предпочитает не делать поспешных выводов о дальнейших результатах исследования:

- «Очень важно постепенно двигаться к возможности изменить процессы, которые отвечают за старение клеток, потому что мы хотим предотвратить трансформацию старых клеток в злокачественную опухоль».