Рублевская «крыша»

Рублевская «крыша»
Чиновники из Управления делами президента решили переехать жить на Рублевку, для этого они вознамерились продать четыре казенных дома отдыха и на эти деньги купить элитные таунхаусы. Свободная пресса раскрыла готовящееся надругательство над государственными финансами, вспыхнул крупный скандал. Однако далеко не все его подробности обнародованы. Например, довольно мало говорится и пишется о человеке, который является главным пособником «слуг народа». А это весьма примечательная личность – владелец подмосковного банка «Хованский» Вадим Меркин.
Намеченный к покупке за казенные средства поселок «Полянка делюкс», расположенный между Рублево-Успенским и Можайским шоссе, принадлежит некой компании «Лаборатория загородной жизни». Это ее единственный объект, других данная фирма не имеет. И не имела – ее совладелец Вадим Меркин никогда на рынке недвижимости отношения не работал. Но тут, видимо, пришлось.

Г-н Меркин – банкир. Но довольно специфический, всей своей историей показывающий пример сотрудничества государства и частного капитала. Его банк «Хованский» всегда работал в теснейшем контакте с властными структурами, причем по большей части с крупными.

В начале 90-х небольшой банчок вдруг стал оперировать огромными железнодорожными деньгами, туда внезапно «зашли» средства МПС. Случайно, по всей видимости. Потом через него же пошло финансирование северного завоза, вслед за ним – средства на предвыборную кампанию Бориса Ельцина. Для кредитной организации, которая всегда устойчиво держалась в 4-й сотне всевозможных рэнкингов, это не просто странно, а очень странно. Но, видимо, банк был не простой, а очень непростой. Вернее, непростыми были его покровители. Только этим можно объяснить тот факт, что для проверок Центробанка «Хованский» до недавнего времени просто не существовал. Когда в 1998 году после дефолта в банке начались проблемы, Агентство по реструктуризации кредитных организации (АРКО, ныне АСВ – агентство по страхованию вкладов) не смогло взять его под свое управление. В банке просто от него отказались, это на нашем финансовом рынке является уникальным случаем. И неизбежных репрессий со стороны ЦБ не последовало, руководство регулятора просто закрыло на это глаза.

Вскоре после кризиса «Хованский» сменил «прописку» — из столицы банк перерегистрировался в подмосковном Пушкино. Г-н Меркин взял «шефство» над «Лигой ломбардов», а этот бизнес, как известно, очень любят «крышевать» люди в погонах. Собственно, переезд в область как раз связан с тем, что владелец «Хованского» нашел с ними общие интересы. Интересы эти продолжались до недавних пор. Например, сейчас в банке идут проверки, связанные с расследованием уголовного дела о сети подпольных казино, действовавших в 15 городах московской области. Следователи подозревают, что именно через этот финансовый институт выводились и легализировались средства с криминального игорного бизнеса, который «крышевали» работники подмосковной прокуратуры.

Но это пока еще не доказано. Зато доподлинно известна история с векселями банка, которыми он исправно снабжал департамент имущественных отношений Москвы. Начиная с 2002 года «Хованский» начал активно выпускать векселя, которые зачем-то покупались на деньги столичного бюджета. Их не гасили в срок, давая банку таким образом «халявное» финансирование. Причем весьма приличное и надолго. Так, векселя на сумму 858 миллионов рублей, которые должны были быть погашены в 2004 году, погасили только в 2009 году. Город потерял, по меньшей мере, 280 миллионов рублей. А кто приобрел? Г-н Меркин точно, но почему-то кажется, что не он один….

«Прокурорские» в бегах или сидят, нужно искать новых покровителей. Именно этим можно объяснить то, что г-н Меркин оказался замешанным в историю с недвижимостью на Рублевке. Ведь банк проверяют, президент и премьер-министра дали команду жестко разобраться с подмосковными «оборотнями в погонах», можно и самому пострадать. Тем более, что многое уже вскрылось – все участники сомнительного бизнеса самым активным образом пользовались услугами «Хованского», это уже известно следствию. И, скорее всего, в деле с «Полянкой делюкс» Вадим Меркин выступал не более чем как «зитцпредседатель».

Логика тут проста. «Лаборатория загородной жизни» очень смахивает на разовый проект, созданный с целью «осваивания» бюджетных средств. Меркин имеет там долю всего в 25%, контроль над фирмой держит некий кипрский оффшор, у него 50% капитала. Сам банкир к рынку недвижимости никогда отношения не имел, он занимался исключительно финансовыми операциями различного рода. Но сейчас государству продает элитные дома как бы именно он, а не кто-либо другой, налицо совершенно необъяснимая смена профессии. Особенно если принять во внимание, что рынок недвижимости сегодня – не самая выгодная сфера деятельности, стагнация в данном секторе экономики продолжается, и конца ей пока что не видно.

Очевидно, нужно просто разобраться – кто именно является реальным владельцем «Лаборатории загородной жизни», и тогда все станет понятно. Скорее всего, это кто-то из тех, кто имеет отношение к бюджетным средствам, на которые собираются покупать элитное жилье. И тогда все станет понятным, мы получим имя нового покровителя подмосковного банкира, которому всегда удавалось выходить сухим из воды.