Сумма долгов, которые Россия простила другим странам только за последние 17 лет, шокирует: это 140 миллиардов долларов. Причем речь идет о списании долгов не только странам с нищей экономикой вроде Никарагуа и Лаоса, но и о вполне успешно развивающихся Монголии и Анголе. И к таким действиям Россию подталкивают структуры, которые сравнительно недавно настаивали на том, чтобы она погасила долги не только СССР, но и царской России.
Летом в прессе появилась информация о том, что Россия намерена предоставить Индонезии кредит на покупку истребителей Су-35 в количестве десяти штук. Как указывает«Версия», один такой самолет стоит около 2 миллиардов рублей, следовательно, сумма долга – не менее 20 миллиардов. Каким образом Джакарта собирается выполнять свои долговые обязательства? Весьма неожиданным, многомиллиардный кредит она намерена отдать…пальмовым маслом – абсолютно неликвидным товаром, который, к тому же, признан вредным для здоровья.
Ним не жалко!
«Версия» пишет, что Индонезия – это отнюдь не единственная страна, которая получила возможность воспользоваться щедростью России. Так она выделила кредит в 11 миллиардов рублей Бангладеш, чтобы это южноазиатское государство могло построить АЭС, Иран получил 2,2 миллиарда евро под строительство тепловой электростанции и электрификацию железных дорог, а Египет вообще должен Москве 25 миллиардов долларов. Эксперты не без оснований считают, что со всеми этими деньгами можно распрощаться.
Пора остановиться
Проценты и сроки возврата кредитов – это информация не для широкой общественности. «Версия» отмечает, что простых российских граждан такими цифрами беспокоить незачем. И действительно, едва ли люди, выплачивающие ипотечные кредиты, смогут понять, почему иностранные государства получают займы под смешные проценты и на длительный срок. Депутат Государственной Думы Владимир Поздняков замечает, что Россия располагает средствами на то, чтобы кредитовать другие страны, однако, на собственных граждан у нее денег нет.
Эксперты в области экономике, в том числе, представители Минфина, предостерегают российские власти, говоря о том, что в нынешней ситуации Москва должна прекратить практику выдачи невозвратных кредитов, поскольку это сопряжено со значительными рисками, и брать средства на новые займы попросту негде. Однако, правительство, несмотря на предупреждения, продолжает прежнюю кредитную политику. И, совсем уж вопреки всякой логике, страны, которые ранее не выполнили свои обязательства по кредитам, получают от нее новые ссуды.
Кто «наваривается» на кредитах?
«Версия» упоминает любопытный прецедент, который относится к 2003 году. Тогда Россия сначала списала большую часть долга Ирака, составлявшего 42 миллиарда долларов, причем впоследствии продолжала давать в долг и, по отработанной системе, списывать внушительные суммы. На прощении долга Ирака настаивала американская сторона, но вряд ли Москва руководствовалась исключительно этими соображениями. Вероятно, свою роль сыграл тот факт, что компания «ЛУКОЙЛ» получила возможность работать в Ираке. Издание подчеркивает: Россия простила деньги, предоставленные государством, а прибыль, которую удалось получить в результате, пошла в карман владельцам частной нефтяной компании. И даже тот факт, что «ЛУКОЙЛ» платит налоги в российский бюджет, мало что меняет.
«Версия» проводит аналогию с более поздней историей, где на месте Ирака оказалась Гвинея. Сколько конкретно это африканское государство задолжало России, не уточняется, но долг оказался списан, а российский металлургический холдинг, принадлежащий Олегу Дерипаске и Михаилу Прохорову, ведет разработку крупнейшего месторождения бокситов в Гвинее.
По мнению некоторых экспертов, долги, которые вряд ли удастся получить, удобнее списать. Но, как задается вопросом «Версия», действительно ли это так? Нередко непогашенные долги превращаются в инструмент манипуляции, и приносят косвенную выгоду. Так долг в 10 миллиардов долларов, списанный с КНДР, сегодня мог бы послужить предметом торга и даже стать причиной введения моратория на ядерные испытания со стороны Пхеньяна, а 4 миллиарда, которые Москва простила Вьетнаму, скорее всего, стали бы аргументом в решении ситуации вокруг военной базы в Кямрани. Здесь налицо недальновидность, однако, в большинстве случаев крупные долги списываются отнюдь не из-за нее – ведь чиновников, решающих такие вопросы, едва ли можно назвать недальновидными.