Грезы неудачников о власти

28 февраля съезд партии «Яблоко» объявил Григория Явлинского своим официальным кандидатом на выборах президента в 2018 году. Давно забытый всеми политик, еще в 2008-м уступивший место председателя партии Сергею Митрохину, решил тряхнуть стариной. И не просто поучаствовать, но и победить.

Никому не интересное событие, тем не менее, стало поводом для журналистов «Интерфакса» сделать большое интервью с Явлинским. Надо сказать, очень примечательное с точки зрения того, насколько адекватны реальности либеральные политики.

Главная их проблема состоит даже не в том, что в 90-е годы народ жил совсем плохо. К примеру, Явлинский был просто депутатом Госдумы и не несет ответственности за происходившее. Главный их недостаток – полное непонимание менталитета российских граждан, а потому какая-то странная упертость, что из русских можно сделать чехов или болгар. Наглядное проявление такой уверенности – лозунг о необходимости вернуть Крым Украине, которой полуостров объективно и не нужен.

Если бы либералы были чуть прозорливее, то поддержали бы все патриотические лозунги и агитировали бы исключительно за свою социально-экономическую программу. Вместо этого они надеются, что рейтинг власти упадет, а вместе с ним уплывет из России и Крым.

Вот что говорит Явлинский, отвечая на вопрос о «крымском консенсусе»:

«Когда, к примеру, не будет в аптеках доступных лекарств — с импортными составляющими, и выяснится, что все это из-за Крыма, а люди будут с этим постоянно сталкиваться и понимать причину, с «консенсусом» возникнут большие проблемы. Люди же умные. Они уже сейчас это чувствуют. Уже сейчас идут такие разговоры, их еще немного, но они уже появились по сравнению с тем, что было два года назад. Я, к примеру, привел лекарства, а дело будет не только в лекарствах. Люди скажут: зачем мы тогда это сделали? Мы жили себе и жили, и так ездили в Крым отдыхать, кто мог. А сейчас там все стало дороже, то электричества там нет, то пресной воды, то еще чего-нибудь. Зачем мы платим такую цену? Вот вам и весь консенсус».

Проще говоря, кандидат от «Яблока» повторяет самые примитивные тезисы украинской государственной пропаганды. В Крыму нет воды и света, всем стало хуже, а рост цен вызван исключительно с самой идеей «русского мира».

Жизнь, судя по всему, действительно будет ухудшаться. Россиянам придется затянуть пояса и ждать годами высоких цен на нефть. По крайней мере, при нынешней стратегии правительства. Но это вовсе не значит, что граждане России разучаться видеть очевидное. Системные проблемы в экономике в любом случае привели бы к ухудшению жизни. Но возвращение Крыма – это то, за что люди будут в любом случае благодарны власти. Крым действительно стал для нас «сакральным местом»: символом возрождения державной мощи, которая для русского человека во сто крат ценнее материального потребления.

Все «девяностые» люди продолжали трудиться на оборонных предприятиях за копеечную зарплату. «Великая держава не может остаться без авиации», – объясняли люди свою мотивацию. Конечно, кто-то заделался в «челноки» или даже стал владельцем большого магазина, но в душе очень жалел, что оставил службу в армии, медицину или инженерное дело.

Но если в трудные и беспросветные времена люди терпели трудности только благодаря слабой надежде когда-нибудь возродить былую мощь своей империи, то сегодня силу пережить экономический кризис гражданам дают реальные успехи государства на геополитической арене. Не случайно, сразу после возвращения Крыма президента спросили, не собираемся ли мы возвращать Аляску? Вернули Крым, смешали карты Америке на Ближнем Востоке, вошли в естественное состояние конфликта с Турцией… Именно этого наши люди и хотели, этого ждали. А жизнь в стране всегда была непростой. Но лучше плохо жить, зная, что это ради державной мощи, нежели просто плохо жить и слушать абстрактные рассуждения министров о демократии.

Поэтому все заверения Явлинского, что ему не помешает высокий рейтинг Владимира Путина стать президентом, выглядят просто нелепо. Отчасти, он признает и сам, что занимается борьбой с ветряными мельницами. «В абсолютно неевропейских условиях мы стараемся вести себя как европейская парламентская партия. Иначе говоря, мы надеваем хоккейную форму и всей командой прыгаем в бассейн, чтобы играть в водное поло. Потом нам говорят: как вы тут медленно плаваете. Ну, конечно, мы медленно плаваем, потому что мы в другую игру играем», – выплыло из подсознания политика в уже упомянутом интервью.

Но поражают не только идеи, под которыми либералы собираются взобраться на политический Олимп. Потрясает и полное непонимание механики политического процесса.

На альянс с партией ПАРНАС Михаила Касьянова Явлинский идти не готов. Дескать, в Костроме ПАРНАС провалился (набрал 2,2%), а «Яблоко» собирается взять на грядущих выборах не меньше 30 думских мандатов.

В сознании Явлинского, если гражданам нужна будет политическая альтернатива, то выберут именно его. Хотя за тем же ПАРНАСом стоят хорошие деньги. И, можно предположить, американские технологии «цветных» революций по всему миру. Михаил Касьянов, когда обещает Украине вернуть Крым, не надеется победить на выборах. Расчет, видимо, что американцы устроят смуту и назначат верных людей на все посты. В связке с Касьяновым сегодня идет Алексей Навальный, который растерял значительную часть своих поклонников после мэрских выборов в столице.

А теперь – самое главное. Да, экономическая ситуация будет ухудшаться, рейтинг власти может просесть. Но кто имеет шансы воспользоваться этим?

И вот интересно сравнение Явлинского и его «Яблока» с другими политиками и партиями.

В 1996 году Явлинский воспринимался всеми как молодой перспективный политик. Умный, интеллигентный и, что немаловажно, достаточно молодой – 44 года. Тогда он набрал чуть больше 7%. В 2018-м Явлинскому исполнится 66 лет! И он абсолютно ничем не будет отличаться по возрасту от таких же старожилов. Путину тоже будет 66, Зюганову – 74, Жириновскому – 72. Молодых тут нет, одни старцы.

Только избиратели КПРФ привыкли, что Зюганов несменяем, что новых лиц в партии не видно. Многих это раздражает, но альтернативы нет. Главное, что Зюганов никуда не исчезал из поля зрения, он старился вместе с другими. Зато в КПРФ продолжал работать аппарат, издавались партийные газеты под старыми брендами «Правда» и «Советская Россия». Даже появились современные медийные вроде интернет-телеканалов «Красная линия» и «КПРФ-ТВ». Главное – есть мощная идеология, проверенная временем и на всех континентах. В случае с КПРФ еще и объединенная с почвой. Никаких «бить попов» в партии давно нет.

А вот в «Яблоке» за прошедшие годы произошел полный развал партийных отделений. На всю Москву сегодня несколько первичек, многие отделения сотрясают внутренние противоречия.

Свой аппарат и структуру сохранила ЛДПР. Несменяемость Жириновского в случае со сторонниками партии даже большой «плюс».

«Справедливая Россия» это типичная социал-демократическая партия европейского типа. Есть региональные организации, сильный аппарат. Она идеально подходит тем, кто за социальную справедливость, но боится публичных «молений» за Ленина и Сталина.

Пытается соответствовать времени и «Единая Россия». Кандидатов отберут на праймериз, по спискам и одномандатным округам пойдет много беспартийных, просто уважаемых людей. Да еще и ОНФ есть, который борется с коррупцией эффективнее фонда Навального. ОНФ ведь может посодействовать снятию проворовавшегося чиновника, а Навальный только вызвать возмущение.

Проще говоря, все четыре парламентские партии известны избирателям, их программы не вызывают диссонанса у избирателей.

И вот это, пожалуй, основной итог экономического кризиса. Вырастет поддержка КПРФ, немного – ЛДПР и «Справедливой России». А всем, кто хочет видеть новые лица в политике, лучше задуматься над тем, как своими силами создать политическую партию и привести ее к победе.