Ходорковский скупает Госдуму?

Раскрывать имена потенциальных парламентариев Валеев посчитал некорректным. Ведь поддержать «Открытая Россия» может только 20 человек, придется выбирать, а уважаемым людям будет грозить исключение из их партий.

Конечно, не исключено, что слова Валеева — это чистый фейк и попытка спровоцировать интерес СМИ к проекту Ходорковского. По крайней мере, опрошенные «Ведомостями» представители парламентских фракций опровергли наличие перебежчиков. Да и сомнительно звучит, что уважаемые люди с депутатским мандатом стали бы участвовать в конкурсном отборе движения Ходорковского. Ведь один лишь намек на сотрудничество с бывшим олигархом – это крест на политической карьере. Тем более что главное условие поддержки со стороны «Открытой России» – размещение лейбла организации на своих предвыборных плакатах.

Но, зная особенности многих политиков, исключить правдивость информации нельзя. Можно предположить, что ряд депутатов, шансы которых пройти в следующую Думу малы, действительно обратились за помощью к людям Ходорковского. И вот тут мы выходим на важную тему психологии современных политиков «второго плана».

Стоит вспомнить, что Ходорковский по некоторым данным действительно спонсировал крупные парламентские партии, от СПС до КПРФ. И парламентарии не брезговали деньгами олигарха, наоборот, были благодарны ему за вспомоществование. Более того, с помощью своих информационных ресурсов пытались слепить из Ходорковского удобный для себя образ. Либералы выставляли его либералом, поборником свобод и светочем демократии. Коммунисты писали о нем, как о защитнике справедливости и ярком представителе отечественного национально-ориентированного бизнеса. Чего стоят только пассажи писателя Александра Проханова в адрес Ходорковского. Даже после того, как олигарха посадили. С ним было у Проханова и большое интервью, и на первой полосе газеты «Затвра» был портрет Ходорковского с красным знаменем. «Получив разгромленные нефтяные поля и обезлюдевшие северные города, он создал из них великолепную нефтяную империю, процветавшую среди руин ельцинизма», – писал Проханов в статье «Тюрьма-матушка и ее сын Ходорковский».

Да что говорить, именно из ЮКОСа пришел работать в КПРФ в качестве политтехнолога известный ныне призывами вернуть Крым Украине Илья Пономарев. Пономареву доверяли настолько, что консервативные партийцы старшего поколения согласились на ребрендинг символики КПРФ. Молодые помощники депутатов фракции на партийных банкетах открыто поднимали тосты за Ходорковского. «Спасибо Михаилу Борисовичу за этот стол, за наши перспективы», – говорили не по возрасту располневшие мальчики в костюмах, надеявшиеся постоянным времяпровождением в думских коридорах и буфетах пост роить политическую карьеру. Некоторые из них, кстати, сегодня действительно обзавелись связями и мелькают на телеэкранах. И даже требуют для Ходорковского смертной казни.

Понятно, что сегодня другие времена. Связываться с Ходорковским и его проектами желающих мало. Причиной тому – «крымский консенсус». Нельзя надеяться войти в политику, если не признаешь некоторых базовых принципов. Крым – наш, США – враг, санкции – благо, кризис – перетерпим… Если этих постулатов не разделяешь, то делать в политике нечего. Можно какие угодно деньги потратить, на каждой площади ставить агитационный «куб», акцентировать внимание на проблемах ЖКХ. Но если не разделяешь лозунг «Крым – наш», то даже на местных выборах в Костроме избиратели прокатят со свистом.

Тем не менее, можно предположить, что и среди нынешних «системных» депутатов нашлись желающие открыто приобщиться к деньгам Ходорковского. Дело в том, что раз попав в число парламентариев или депутатов, многие люди мыслят себя не меньше, чем будущими президентами России. Практически любой бывший чиновник среднего звена видит себя депутатом Госдумы. Убежденность эта настолько сильная, что изрядна выпив, человек рассказывает всем окружающим, как его любит народ и призывает как спасителя.

Только вот реальные возможности куда-то пробиться не у всех есть. Не хватает харизмы, умения работать с людьми и в целом способности мыслить политически. Но человеку кажется, что не хватает только денег. Что сам по себе он настолько замечательный, что избирателям не будут важны источники финансирования кампании, биография, круг знакомств и даже провозглашаемые идеи.

Наиболее обострено это чувство у тех, кто сейчас сидит на хорошем месте, а впереди перспектива стать простым безработным. Надо думать, людей охватывает настоящее отчаяние. Столько лет депутатствовал, и, на тебе, родная, шестая или десятая по счету, партия не оценила заслуг, не берет в список. Что делать? Утопающий хватается и за соломинку, а депутат с истекающим сроком полномочий за любую возможность не выпасть из «колоды». Так что контакты нынешних парламентариев с движением Ходорковского вполне реальны.

Однако есть и еще один крайне важный аспект. Некоторые политики не надеются попасть во власть непосредственно через выборы. Иначе стал бы лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов обещать Украине отдать Крым? Нет, эти люди рассчитывают на поддержку Запада.

Спрашивается, а какого ляда нужны западным фондам политики, которые внутри России почти не имеют сторонников? Чтобы они на европейских конференциях сказки рассказывали про то, как крымчане просятся обратно в Украину, да «кровавый режим» не отпускает?

«К тому же у многих, когда начался кризис, поменялись взгляды на происходящее», – сказал «Ведомостям» Тимур Валеев относительно тех депутатов, кто готов сотрудничать с «Открытой Россией». Речь о грезах, что экономический кризис усилит протестные настроения, на площади выйдут тысячи человек. Любые выборы Запад назовет нелигитимными, и вот тогда пригодятся бывшие депутаты, сенаторы, губернаторы и премьер-министры. Они соберутся в парижском кафе и объявят себя «законными» правительством и парламентом. Такая технология была уже опробована относительно многих стран.

Да и наши самые что ни на есть системные политики иногда ставили на «революционную карту». К примеру, Геннадий Гудков и его сын Дмитрий. В 2011 году Геннадий Гудков попал в парламент четвертый раз. Всегда славился как ярый защитник стабильности. Хорошо знал аппаратные игры, без потери мандата переходил из Народной партии в «Единую Россию», а из «Единой России» в эсеры. Даже сыну, видимо, авторитет папы помог избраться по спискам соратников Сергея Миронова. После первого митинга на Болотной почувствовал некоторую растерянность власти и решил, что пора становиться лидером улицы. Только прогадал, и без очередных выборов лишился мандата, досрочно. Но это не значит, что Геннадий Гудков не хотел бы вернуться в большую политику. Как, наверное, и его сын, которому сейчас точно не светит попасть в число кандидатов «Справедливой России».

Так, может, такие не постесняются идти по «списку Ходорковского»? Для них – упоительная иллюзия политических перспектив. Для Запада – планомерная работа по подготовке «цветной» революции в России.