Надя–табачница в пальмовом масле

Один из самых никчемных депутатов в нынешнем составе Госдумы – зампред комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина. Обладающая дипломом Института торговли и кандидатской диссертацией по экономике бывшая бухгалтер из мордовской глубинки отчаянно пытается быть на виду у СМИ, комментируя сельскохозяйственные проблемы.

По слухам, Надежда даже располагает специальными договорами на ее информационное обслуживание с несколькими информагентствами, ежегодно платит за это немалые деньги (на радость циничным PR-щикам и на потеху информированной публике!). Однако эти коррупционные инвестиции в масс-медиа не помогают 45-летнему парламентарию обратить на себя внимание власти, что крайне необходимо для карьерного продвижения. Казалось бы, если взглянуть на статистику депутатских комментариев в медиа-пространстве, Школкина оказывается в числе лидеров по цитируемости. Но на поверку ее заявления и высказывания в экспертном сообществе, да и у коллег зачастую вызывают или недоумение, или откровенные усмешки. Надежда или повторяет приписные истины, или несет, как говорят аналитики, откровенную пургу, что хорошо заметно даже малосведущему в аграрной теме читателю. Говорят, сотрудники одного из информационных агентств, которые вынуждены отрабатывать оплаченный Школкиной контракт на ее обслуживание, буквально хватаются за головы, когда доходит дело до подготовки очередной новости с комментарием недалекой депутатши.

Например, на днях агентство Regnum процитировало высказывание Школкиной о том, что, оказывается, падеж крупного рогатого скота, овец, коз и табунных лошадей недопустим в условиях экономических санкций. С такой глубокой мыслью заместителя председателя комитета по аграрным вопросам Госдумы вроде бы и не поспоришь: ведь когда скот падает, то это всегда плохо. Но разве легче переживалась бы эта беда при отсутствии западных санкций? К тому же, такой пассаж Школкиной наводит на мысль о том, что отечественное животноводство зависит от санкционной политики Запада. Но ведь и руководство страны, и глава Минсельхоза Александр Ткачев неоднократно заявляли, что это не так!

Или взять скандальные заявления депутата Школкиной про пальмовое масло. Как известно, министр сельского хозяйства РФ Ткачев негативно отозвался об этом импортном продукте, а парламентарии ЛДПР вообще выступили с инициативой его запретить. Однако на защиту пальмового масла неожиданно поднялась Надежда Школкина, сообщившая, что такой запрет якобы остановит всю кондитерскую промышленность. Школкина также призналась, что «сделала запросы в Минздрав, Роспотребнадзор, РАН о влиянии пальмового масла на здоровье человека – и ни одно ведомство не высказало свою позицию, что масло вредное, что оно небезопасно для здоровья и никто не выступил за его запрет».

Это, конечно, откровенная ложь в исполнении незадачливой Школкиной. Достаточно привести заявление Россельхознадзора РФ о том, что пальмовое мало используется для фальсификации кондитерских изделий и молочной продукции, включая сыры. При этом установлено, что низкосортные разновидности пальмового масла, которые в основном и импортируются в РФ, плохо усваиваются организмом, вызывая различные проблемы пищеварительной системы. Об этом, например, рассказал руководитель организации «Росконтроль» Андрей Мосов. Нашествие пальмового масла на российский рынок связано с корыстными целями предпринимателей по удешевлению производимых ими продуктов питания. Чем больше пальмового масла в продукции, тем меньше ее себестоимость, тем больше прибыль. Вряд ли этого не знает депутат из аграрного комитета Госдумы Школкина. А если знает, но «впрягается» за пальмовое масло, поощряя тем самым недобросовестную конкуренцию в сфере продовольствия, то это прямое свидетельство «черного» лоббизма Надежды Васильевны.

В последнее время Школкина все чаще делает противоречивые заявления, которые свидетельствуют либо о профессиональной некомпетентности депутата, либо о том, что ее мнение меняется со скоростью поворота флюгера. Так, в начале минувшего сентября Надежда Школина по сути высказала неожиданное недоверие сырному импортозамещению. «Сыроделы… сталкиваются с проблемой – нехваткой сырого молока и сырья для своей продукции. Не хватает ресурсов, сил, срок окупаемости огромный», — цитирует депутата Школкину один из аграрных ресурсов.

Однако вскоре та же Школкина выступает уже с прямо противоположным заявлением: «Рада дать ответ паникерам, которые говорили, что в России будут пустые прилавки. Мы все больше видим более качественные местные продукты…»

Большим испытанием для Школкиной стал прошедший август, когда правительство РФ решилось уничтожать санкционные продукты, а вопрос СМИ об отношении к этому процессу стал одним из самых острых и неудобных для политиков и депутатов. В ответ на вопрос «Известий» депутат Школкина заявила, что «еще не сформулировала свое мнение по этому вопросу».

Но уже вскоре Школкина заявила: «Сжигание продуктов может выглядеть не очень красиво для людей, которые пережили голод и блокаду. Однако полумеры тут неуместны…Я думаю, мы сожжем одну-три партии. Через год после введения санкций мы поняли, что крепко стоим на ногах. Сколько сыров стало производиться!..»

Сотрудники разных СМИ до сих пор вспоминают наделавшую много шума этой весной неуклюжую попытку Школкиной оседлать информационную волну, комментируя возможность смягчения продовольственного эмбарго в отношении Венгрии и Греции. В итоге Надежда так и не смогла выжать из себя ничего умнее следующих фраз: «Венгрия и Греция в принципе не настроены против России враждебно. Они всегда к нам относились с пониманием и очень лояльно».

Примитивизм депутатских оборотов чем-то напоминает лексику старшего брата в исполнении Виктора Сухорукова из «Брата-1» и «Брата-2». В том же духе информагентства и интернет-порталы без устали клепали и другие комментарии зампреда аграрного комитета Школкиной. Такое впечатление, что с задачей более- менее связно и грамотно высказаться по профильной проблеме гораздо лучше справились бы даже школьные старшеклассники. Но Школкину это, похоже, ничуть не смущает. С энергией, достойной лучшего применения, она забивает информационное поле все новыми и новыми перлами либо совершенно бессмысленными и ненужными повторами чужих мыслей.

Вот еще заявление Школкиной тому же перегруженному ею «Регнуму» — на сей раз про то, что надо принять меры в связи с ростом цен на макароны, рис и гречку.

Про то, что продуктам лучше бы не дорожать, а фермеров надо обеспечить кредитами, ничуть не хуже могла бы сказать любая домохозяйка с незаконченным средним образованием. Но у депутата Школкиной за плечами, казалось бы, защита целой научной диссертации по теме «Уровень жизни населения Российской Федерации: экономическая оценка межрегиональной дифференциации».

Вроде бы Надежда Васильевна защитила кандидатскую совсем недавно – в 2010 году, но возникает ощущение, что на поверку она не сможет объяснить смысла многих слов даже из заголовка своей диссертационной работы. И это ощущение усиливается по мере ознакомления с выводами интернет- сообщества Диссернет, которое обнаружило в кандидатской диссертации Школкиной значительный объем плагиата. Точнее говоря, практически вся работа будто под копирку «слизана» с докторской диссертации научного руководителя Школкиной – доктора наук Владимира Анатольевича Кривошея. Чем Надежда Васильевна так завлекла доктора и профессора, что он согласился дать практически полностью списать своей подопечной собственный труд, остается лишь догадываться.

Возможно, эта странная защита как-то связана с теми широкими финансовыми возможностями, которые открылись Надежде Школкиной в результате ее прежней работы в качестве главы так называемого Совета по развитию табачной промышленности.

Собственниками этой структуры являются табачные предприятия ООО «Джи.Ти.Ай.Елец», ООО «Балтийская табачная фабрика», ЗАО «Филипп Моррис Ижора» и ОАО «Филипп Моррис Кубань». Все четыре предприятия – дочерние структуры транснациональных табачных корпораций. Чего стоило бывшей простой бухгалтерше из мордовской глубинки Наде Школкиной стать хоть и номинальным, но все же исполнительным директором такой лоббистской структуры, до конца и во всех подробностях известно только ей одной. Ну, или еще десятку- другому информированных граждан. Зато на вопрос о том, какими заслугами перед табачным бизнесом отличилась Школкина, вряд ли с уверенностью ответит кто-либо из участников этого рынка. Капитаны табачного бизнеса были далеко не в восторге от такой лоббистки их интересов, как Надя Школкина. Легко догадаться, что выпускница Института торговли не обладала для лоббистской работы ни умом, ни связями, ни возможностями. Понятно и то, что серьезную работу по продвижению интересов табачных компаний исполняли совсем другие люди. Но при этом Школкина продолжала заседать в кресле номинального руководителя Совета по развитию табачной промышленности подобно Фунту из «Золотого теленка» Ильфа-Петрова и ежемесячно получать свой немалый гонорар. Легкие и незаработанные деньги, похоже, окончательно развратили и свели с ума Надежду, которая решила, что отныне ей открыты все пути хоть в бизнес, хоть во власть.

При этом табачный бизнес сыграл заметную роль в росте благосостояния и карьеры Школкиной. Когда Надежда решилась обзавестись мандатом депутата Госдумы 5-го созыва, дело вдруг стало пробуксовывать: ветряную и пустую даму – блондинку «прокатили» избиратели, проигнорировали и партии. Только под конец работы Думы 5-го созыва, в марте 2011 года, у Школкиной появился шанс заменить выбывшего из парламента единоросса Владимира Маркова. В критический для Школкиной момент в ситуацию вмешалась компания Philip Morris International. В самый разгар сражений за мандат табачная корпорация пожертвовала на благотворительность в родной для Школкиной Мордовии почти 300 тысяч долларов. Бенефициаром этой акции стала, конечно же, Надежда. На следующий год та же транснациональная табачная структура пожертвовала на повышение компьютерной грамотности земляков Школкиной 138 тысяч долларов. А в 2013 году – уже полмиллиона долларов. Кстати, к тому времени Школкина уже даже формально не возглавляла Совет по развитию табачной промышленности, поскольку трудилась избранником в профильном комитете по аграрным вопросам. Но вместо себя на хлебное место предусмотрительная Надежда усадила супруга Эдуарда Воронцова, который быстро освоился на лоббистских потоках-откатах. Впрочем, на посту главы Совета по развитию табачной промышленности Эдик оказался ничем не лучше своей малограмотной супружницы.

Как результат – табачные компании сегодня скованы непрофессионализмом семейного подряда никчемных лоббистов Школкиных –Воронцовых, а аграрный комитет Госдумы с трудом переваривает пустышку – депутата Надю, которую в иные времена не взяли бы и рядовым бухгалтером в думскую столовую.

Однако Надежда Школкина не оставляет попыток извлечения дивидендов из своего нынешнего статуса, хотя и порядком пошатнувшегося и дискредитированного. Одно время неравнодушная к торговле и общепиту бухгалтерша из Мордовии решилась сыграть на нюансах правоприменения Антитабачного закона в отношении ресторанов и отелей. Тема для теневого гешефта благодатная: известно, что рестораторы и отельеры пытаются найти компромисс с запретом курения, чтобы в кризис не растерять клиентов, но при этом порой становятся уязвимыми для недоброжелателей. Так, состоявшаяся по весне облава в московском отеле «Корстон» выявила наличие «незаконно оборудованного» помещения для курения. В результате, по сообщениям СМИ, штрафам подверглись даже воспользовавшиеся курилкой граждане.

Ранее такие же облавы на курилки прошли в санкт-петербургских отелях «Лиготель», «Акварель», «Гоголь», ресторанах Cuba и «Корюшка». Как отмечается, «ноги» этих облав росли из одних и тех же кабинетов Госдумы, связанных с Советом по развитию табачной промышленности, которым управляет семейство Воронцовых – Школкиных. По мнению информированных источников, таким способом Надежда Школкина пыталась навязать отельерам и рестораторам двух столиц свой теневой контроль над той частью их бизнеса, которая связана с табачным обслуживанием клиентов.

Отчаянной попыткой застолбить свое место под лоббистским солнцем выглядит и уже упомянутое выше ввязывание Надежды Школкиной в кампанию по защите пальмового масла. Депутатские запросы по этой теме, которыми она забросала всевозможные ведомства, ярко свидетельствуют о персональной и, вне сомнения, корыстной заинтересованности парламентария в том, чтобы импорт сомнительного продукта в Россию не прекращался. Это идет вразрез с государственной установкой на импортозамещение и дискредитирует политику Минсельхоза РФ, которое уже заявило о противоположной позиции. Но, похоже, это ничуть не смущает Надежду Школкину.

Добавьте к этому полную законодательную беспомощность этого депутата: нетрудно проверить, что за время исполнения ею парламентских полномочий Школкина не внесла ни одного законопроекта в интересах фермеров и других сельхозпроизводителей. Разве что на днях Школкина вдруг выступила с инициативой поддержать алтайских фермеров, потребовавших освободить их от установки тахографов на своей технике. Однако выступить с соответствующим законодательным предложением от своего имени Надежда то ли побоялась, то ли не решилась. Возможно, кто-то вовремя подсказал Школкиной, что совсем недавно ростовские аграрии, наоборот, жаловались самому президенту на дефицит тахографов, и глава государства в ответ обещал помочь селянам с этими устройствами для регистрации скорости и режима труда водителей.

И вот после этого следует заявление Школкиной о том, что надо освободить сельхозпроизводителя от окаянных тахографов!

Участие Школкиной в законодательном творчестве ограничивается, как правило, соавторством в ряде документов, которые инициировались и сочинялись ее коллегами. При этом Надежда Васильевна, как правило, не может пояснить суть поправок, под которыми иногда вписывается ее фамилия. На заседаниях профильного думского комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина традиционно молчит, явно не зная, что и как говорить. В Минсельхоз РФ дорога для Школкиной давно закрыта: на общение с такой «профильной» депутатшей не желают тратить время не то что руководители ведомства, а даже и рядовые сотрудники.

А в фермерской среде бытует расхожее мнение о том, что зампред аграрного комитета Надежда Школкина не просто просиживает место в нижней палате, но и порой целенаправленно действует во вред фермерам. История с лоббизмом пальмового масла – яркое тому подтверждение. Ведь добросовестные производители молочной продукции, которые не привыкли бодяжить свои сыры и творог сомнительными заменителями жиров, серьезно страдают от ловкачей, делающих деньги на молочном рынке с помощью пальмового масла.

Судя по всему, Надя – табачница постепенно переквалифицировалась в Надьку- беспредельшицу, что окончательно выводит Школкину даже из предбанника политического бомонда и превращает в нерукопожатную фигуру. А ведь на будущий год Школкина явно рассчитывает переизбраться депутатом. Как же с таким сомнительным послужным списком и полным багажом грехов добиться доверия от партии и избирателей? Вероятно, Надежда Васильевна рассчитывает на закулисные договоренности, а также на щедрых спонсоров из табачных компаний и торговцев пальмовым маслом. Но захотят ли спонсоры и дальше инвестировать в такую скандальную и не шибко грамотную лоббистку? А уж про партийное доверие и чувства избирателей к Школкиной и вовсе не приходится говорить. Так что новым местом работы Надежды скоро станет или табачная фабрика или цех по смешиванию пальмового масла с порошковым молоком.