Очень среднее образование

Когда в 1957 году Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, Конгресс США собрал комиссию по сопоставлению образования наших стран. В секретном докладе экспертов было сказано: космическую гонку на начальном этапе Америка проиграла за школьной партой. В Силиконовой долине сейчас принимают специалистов-математиков только из «отсталых» стран, где еще сохранилась традиционная система образования – России, Пакистана, Ирана. Фирмам плевать на политкорректность, им нужны грамотные специалисты.

Российская система образования, считающаяся в мире одной из самых лучших, похоже, не устраивает только наших чиновников. В 2001 году было принято решение перестроить работу средних и высших школ. Главный идеолог реформы – бывший министр образования Филиппов – сосредоточил все усилия на внедрении трех новаций: профилизации школ, введении системы единого государственного экзамена (ЕГЭ), и переводу учебных заведений на одиннадцатилетние обучение. Что кроется за этими официальными терминами, простому человеку понять сложно. Мы разложили по полочкам всю информацию о реформе, и проанализировали ее вместе с экспертами. Выводы неутешительные. Через несколько лет выпускники будут обладать знаниями на уровне сегодняшних семиклассников. Не повезет и студентам: «благодаря» единому экзамену и новым учебным планам поступить в институт станет гораздо сложнее.

Пока еще мы можем гордиться нашими школьниками и студентами. Но через пару лет старшеклассники будут обязаны выбрать профиль обучения — гуманитарный, естественнонаучный, или математический. Если молодой человек захочет стать, к примеру, физиком – в его учебном плане добавится уроков математики, физики, химии. Если у подростка тяга к гуманитарным наукам, то он будет больше времени уделять русскому языку и литературе.

Так говорят чиновники Минобраза. А вот как, скорее всего, будет на самом деле. Количество учебных часов, отпущенных на изучение всех дисциплин «второго плана» — истории, биологии, психологии – сократится примерно на треть. За скобками так же останутся предметы, которые не входят в «профиль» ученика. «Школа просто не сможет по новым программам дать достойный уровень среднего образования, — пишут в открытом письме министру образования учителя Новокузнецка, — Учебные заведения превратятся в места дневного пребывания детей и подростков».

Насчет математики разговор отдельный. До сих пор наша система математического образования по праву считалась лучшей в мире. Но через пару лет все изменится. По новым учебным планам, уроков алгебры и геометрии в старших классах станет примерно на 20 процентов меньше. Как говорят наши эксперты, поступит в ВУЗ с такой подготовкой, будет почти нереально. «Через несколько лет средняя школа станет плодить неучей и неудачников. Системное обучение исчезнет как таковое», — считает заведующий кафедрой психологии МГУ Александр Асмолов.

Специалисты министерства не учли еще одну важную вещь. А именно – что делать ученику, который не определился в своих предпочтениях? В какой класс ему записываться? И как быть старшекласснику, который захочет сменить профиль обучения? По всей видимости, такая «мелочь», как личное мнение ученика, разработчиков реформы не волнует. «Профильная модель лишает ребят возможности самоопределения, — считает Александр Асмолов, — Их загоняют в узкоколейку специализации, что для молодых людей, которые только начинают искать свое место в жизни, очень плохо».

Газета «Старая гвардия»