Снова прийти. И снова отнять

Это неудивительно, учитывая огромный административный ресурс, который был задействован, введение жесткой цензуры, тотальный контроль над всеми СМИ региона и сотни миллионов рублей из бюджета области на освещение деятельности губернатора в прессе. Теперь воронежская пресса продолжит взахлеб пиcать о верности курса губернатора Гордеева, восхвалять его опыт и гениальность.

Чем же прославилась Воронежская область под управлением старого-нового губернатора?

ПЯТИЛЕТКА ВОРОВСТВА

Первая пятилетка губернаторствования Гордеева запомнились не рекордным ростом производства, не крупными инновационными достижениями. На всю страну гремели коррупционные скандалы, связанные с первыми лицами Воронежской области и окружением губернатора, антиникелевые протесты и «свиноцид». В бездонных недрах ЖКХ и расселения аварийного жилья «утонули» миллиарды бюджетных рублей, убогие новые дороги обходятся бюджету по цене золотых, госзаказы «выигрывали» компании, аффилированные губернатору или его соратникам.

Вот лишь несколько примеров по скандальным социальным объектам. Спорткомплекс в Нововоронеже строили больше двух лет. Построенный в 1971 году стадион четыре года назад был признан аварийным. По данным на сентябрь 2012 года, строители должны были сдать стадион стоимостью 500 млн рублей в 2014 году. Однако тогда глава Воронежской области договорился с подрядчиком, чтобы объект был готов уже в конце 2013 года. Спустя год стоимость строительства спортивного комплекса возросла до 633 млн рублей, а в текущем году говорится о том, что общая стоимость строительства составит 691,2 млн.рублей. В итоге возведение cпорткомплекса обошлось в 713 млн рублей. В данном случае после выплаты отката подрядчик не стал удешевлять материалы, а поскольку никто не хотел брать на себя ответственность на упавший на головы детей потолок, смету нарастили на 213 млн рублей.

На сегодня аналогичная ситуация повторяется в Семилуках. Пятиэтажный спортивный комплекс планировалась сдать в сентябре 2014 года, но сроки вновь перенеслись. На этот раз на март 2015 года. Первоначальная стоимость строительства объекта – 500 млн рублей. Впрочем, уже сейчас известно, что для завершения работ подрядчику не хватает порядка 150 млн рублей и в ближайшее время будет рассматривается возможность дополнительного финансирования объекта.

Скандалы, связанные со строительством социально значимых объектов, хорошо объясняет следующий пример. В мае прошлого года компания ООО «Алтиус Инжинеринг и Констракшн» стала единственным претендентом на контракт по строительству Центра семейного досуга в Воронеже. Заплатив 5% отката, подрядчик закупил необходимые строительные материалы. Затем, как сообщают наши источники, заместитель губернатора Воронежской области Максим Увайдов велел директору «Алтиус Инжинеринг и Констракшн» отдать еще 25%, в противном случае подрядчик не получит финансирование.

На сегодня Максим Увайдов считается одной из самых приближенных к губернатору фигур. По оценке экспертов, у Увайдова все реальные рычаги власти, он распределяет строительные подряды. Попав в безвыходную ситуацию, подрядчик отдал требуемую сумму. Спешно затыкая финансовую дыру, исполнитель работ пересчитал смету и был вынужден обратиться к заказчику строительства с просьбой увеличить стоимость объекта на 82 млн рублей. Недостающие деньги были направлены из бюджета, таким образом сумма контракта превысила 530 млн рублей. В итоге, подрядчик сработал себе в убыток, остался должен и поставил под угрозу срыва открытие Центра семейного досуга в намеченные сроки.

Апогеем воровства в воронежской строительной отрасли, стал арест главного дорожника. Буквально на прошлой неделе управление СКР по Центральному федеральному округу предъявило обвинение в окончательной редакции бывшему главному дорожнику Воронежской области Александру Трубникову. Ему вменяют «получение взятки» и «покушение на получение взятки» по трем эпизодам. В их числе — получение частями 2,6 млн рублей от топ-менеджера компании «Воронежавтодор» Бориса Смирнова. В момент передачи последнего «взноса» в мае прошлого года чиновника задержали в своем кабинете сотрудники ГУЭБиПК МВД. По версии следствия, за денежное вознаграждение обвиняемый обещал компании помочь при заключении госконтрактов и приемке уже выполненных «Воронежавтодором» работ.

СТРОИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ

Состояние строительной отрасли – наиболее четкий индикатор состояния экономики региона. Можно было бы отметить множество несанкционированных свалок в Воронеже, нехватку мест в детских садах, безработицу в деревнях и селах и множество других проблем. Но причины удручающего состояния будут везде примерно такие же, как и в строительной сфере.

Что же происходит со строительным бизнесом в Воронежской области? Несмотря на заявленный губернатором бум строительства в регионе, крупные строительные компании, не оказавшиеся в числе особо приближенных к губернатору, разоряются. Буквально на прошлой неделе компания «Автострой», реализующая пять крупных проектов, оказалась на грани банкротства. Согласно определению Арбитражного суда Воронежской области, в отношении компании «Автострой» введено наблюдение. Это тысячи рабочих мест. Существенный вклад в экономику региона.

Большинство участников рынка, не попавших в «губернаторский пул», скептически оценивают свои перспективы в регионе и собираются перебираться за работой в соседние области. А над масштабными планами губернатора по расселению ветхого жилья специалисты откровенно смеются.

Так, по данным Фонда ЖКХ, в Воронеже признаны аварийными и ожидают переселения 264 дома, в которых зарегистрированы более 6 тыс. человек. По генплану до 2020 года жилищная застройка в Воронеже будет развиваться в двух основных направлениях: путем освоения пустующих территорий в пределах города и с помощью реконструкции аварийного жилья. Общая площадь реконструируемых территорий составит 314 га, а объемы нового жилья — более 2,6 млн кв. м. На ближайшее время городские власти наметили 22 перспективных участка площадью 190 га для реновации старого жилфонда.

Однако, по словам гендиректора компании «Электронсоцжилстрой» Юрия Гайдая (один из застройщиков Воронежа, занимающихся возведением жилья на месте аварийных домов), планам по масштабной реновации трущоб, скорее всего, не суждено будет сбыться: «Реновация ветхого жилья упирается в две проблемы: недоверие со стороны собственников старых квартир и нежелание застройщиков осваивать старый жилищный фонд по причине высоких рисков проекта».

По словам экспертов, чтобы в условиях воронежского рынка жилья застройщик стал рассматривать проект реновации трущоб, должна быть соблюдена формула: 15% нового жилья идет на переселение старых жильцов, 85% — застройщику. «Ни на одной из предложенных властями города территорий под снос нельзя соблюсти эту пропорцию, — утверждает Юрий Гайдай. — Взять, к примеру, Ленинградскую улицу, которая граничит с авиазаводом. Такое соседство накладывает на строителей серьезное ограничение по высотности домов — не более пяти этажей. От этого ограничения серьезно страдает экономика проекта. Может вообще получиться, что застройщик не отобьет затраты».

НОВАЯ КОМАНДА — НОВОЕ КОРМЛЕНИЕ

На фоне «успехов» команды Гордеева, на фоне тотального дефицита бюджета Воронежской области (Воронежская область является дотационным регионом, дефицит бюджета в 2014 году составляет 11,5 млрд рублей) зарплаты чиновников здесь – самые высокие в Черноземье. Эксперты сравнили показатели официального дохода госслужащих за первое полугодие этого года. Самый высокий оклад отмечен у воронежских работников органов исполнительной власти — в среднем 51,7 тыс. рублей, что на 11% больше чем, в прошлом году. Липецкие чиновники в среднем получают 43,8 тыс. рублей. Оклады белгородских чиновников составляют порядка 35,8 тыс. рублей. Их курские коллеги зарабатывают 33 тыс. рублей, а тамбовские — 31,2 тыс. рублей.

При этом, насколько высоки зарплаты чиновника, настолько низка удовлетворенность жителей региона целым рядом параметров – в частности, здравоохранением, уровнем жизни. В августе этого года Центр стратегических исследований «Росгосстраха» провел опрос в 35-ти крупных городах России, чтобы выяснить отношение людей к качеству медобслуживания. Выяснилось, что в Воронеже зафиксировано наименьшее число людей (около 25%), довольных работой здравоохранения в городе.

Также в конце июля Институт общественного мнения «Квалитас» провел среди воронежцев опрос о материальном положении. Большинство воронежцев не ожидают кардинальных перемен в своем благосостоянии в ближайший год (59%). В то же время 20% горожан опасаются снижения уровня дохода, а 21% надеются на его повышение. Опасаются ухудшения материального положения прежде всего самые бедные (41%), а надеются на улучшение в первую очередь богатые (33%) и молодые (35%). Среди воронежских предпринимателей рассчитывают повысить рентабельность своего бизнеса в течение ближайшего года 39% опрошенных. Если сравнить с ответами горожан на этот вопрос в 2013 году, то очевидно, что показатели практически не изменились. Пессимистичные и оптимистичные краткосрочные индивидуальные прогнозы уравновешивают друг друга.

Результаты опросов закономерны. Люди на себе ощущают, как им живется. Видят, как распределяются финансовые потоки.

Кстати, 15 сентября глава региона Алексей Гордеев на первом после выборов заседании президиума правительства области объявил, что хочет освежить свою команду. К власти придут новые чиновники, еще более голодные и прожорливые. Ведь это будут для команды Гордеева последние пять лет у власти.

БЕСПРОСВЕТНОЕ БУДУЩЕЕ

В предвыборной программе Алексея Гордеева «Доктрина развития Воронежской области, 2015-2019: Пятилетка качества» упоминается масса социально значимых проектов: создание ежегодно 20 000 рабочих мест, повышение роста объемов промышленной продукции до 110% в год, организация стопроцентной переработки сельхозпродукции на территории области, снижение уровня бедности в два раза (до 5% в целом по региону) доведение заработной платы в сельском хозяйстве до среднеобластного уровня, построение системы эффективного контроля тарифов и качества услуг ЖКХ. Глава области намерен строить школы, детские сады, ФОКи, пять ледовых арен, 48 сельских домов культуры.

Выглядит впечатляюще. Вот только денег на воплощение всех этих проектов в бюджете нет. Скорее всего, на все эти «хотелки» регион возьмет многомиллиардные кредиты, за которые будут расплачиваться следующие поколения воронежцев.

Впрочем, самому Гордееву расплата не грозит. За последующие пять лет он и его окружение с удвоенной прытью будут выкачивать из региона все, что можно и нельзя. По крайней мере, для своих ближайших родственников Гордеев уже бизнесы построил. В частности, губернатору приписывают фактическое владение двумя крупными свиноводческими комплексами и рядом сельскохозяйственных предприятий, оформленных на подставных лиц. Его жена Татьяна владеет 50% компании «Агробизнес» и 27% компании «Агропласт», а сын Никита Гордеев – совладелец крупного агрохолдинга, компаний «Сады Подмосковья», «Ока агро», «Агропромсервис», «Мещерские дали».

Еще одно предательство Алексея Гордеева, которое забылось в эйфории победы, – антиникелевый протест. Поначалу команда Гордеева умело подогревала народные волнения, не препятствовала уничтожению лагеря геологов в Новохоперском районе 22 июня 2013 года. Манипулируя экологами и казаками, приближенные Гордеева (в частности, замруководителя администрации губернатора Марков) ежемесячно получали от УГМК и «Норильского никеля» по 150 тыс. долларов, обещая поддержать право на разработку то одной, то другой компании.

В итоге, в конечное решение главы региона пожелания местного населения не попали. Алексей Гордеев предпочел проект разработки цветных металлов в Черноземье. УГМК приступило к разведочной стадии работ.

Слив антиникелевый протест, не выполнив большинство своих обещаний, губернатор Гордеев пошел против воронежцев. Впрочем, весь свой первый срок он работал против жителей региона, а не на их благо. И ближайшие пять лет воронежцам придется еще тяжелее…
Источник