Новый срок — новая «прокладка»

О плохих дорогах в Воронежской области говорить уже неприлично. Даже самая свежая информация копирует сообщения прошлого, позапрошлого, позапозапрошлого (и так далее) годов. Выделяются миллионы на дорожный ремонт, но весной асфальт сходит вместе со снегом, глава региона выражает недовольство, администрация получает выговор, объявляется тендер на ямочный ремонт.

Меняются только суммы, выделенные из регионального бюджета на ремонт дорожного покрытия – с каждым годом цифра увеличивается. В этом году на финансирование дорожных работ было выделено 6,57 млрд рублей, что на 870 млн рублей больше, чем за тот же период 2013-го года.

Не только подвеска, но и загубленные жизни

По данным проекта Google «Дороги России», средняя оценка дорожного покрытия в Воронеже составляет 2,8 баллов из 5 возможных.

На сайте rusdorogi.ru доступна спутниковая карта, дороги на которой окрашены в соответствии с качеством покрытия. Программа, установленная на телефон, во время движения автомобиля анализирует вибрацию его подвески и передает данные на сервер сайта для дальнейшей обработки. Если верить воронежским пользователям, установившим программу, то в городе сравнительно небольшое количество километров дорог, по которым можно проехать, не боясь разбить подвеску.

После объявления об участии в выборах врио губернатора Воронежской области Алексей Гордеев принялся еще более усердно, теперь уже еженедельно, критиковать чиновников за низкое качество ремонта дорожной сети. В июне во время последней инспекции он привычно заявил (впрочем, как и в 2013, 2012 и 2011 годах), что качество дорог в области пока еще не соответствует современным стандартам.

«Сейчас полностью избежать привлечения субподрядчиков невозможно, однако необходимо стремиться к тому, чтобы дорожные компании-победители тендеров максимально выполняли работы за счет собственных сил, — цитирует РИА «Воронеж» Алексея Гордеева. — Мы ждем в ремонте и строительстве дорог качественных перемен. Пока же такое ощущение, что люди, которые этим занимаются, или профессионально непригодны, или им все равно».

А в мае глава региона порывался даже сам «взять лопату и эти ямки засыпать». Но не взял и не засыпал, а в очередной раз объявил войну плохо отремонтированным дорогам. Сразу видно, что команда пиарщиков, нанятых Гордеевым в Москве, не сильно утруждает себя грамотным продвижением, просто копируя тексты старых речей и релизов.

Мэр Воронежа Александр Гусев, как и полагается послушному чиновнику, принял критику и пообещал, что «в следующем году к проведению ремонтных работ подойдут иначе» и наведут порядок.

«Будет найден крупный подрядчик, который возьмет на себя не менее четверти всего объема дорожных работ, — заявил глава Воронежа. — Искать его будут из числа опытных дорожников, предпочтение будет отдаваться подрядным организациям, которые занимаются обслуживанием федеральных дорог на территории Воронежской области».

Все бы ничего, но некачественное дорожное покрытие нередко становится причиной аварий и гибели людей.

Так, в Воронежской области с начала текущего года произошло более 1500 ДТП. Жертвами дорожно-транспортных происшествий стали 276 человек, травмы различной степени тяжести получили 1788 человек.

Для сравнения, в Белгородской области автоинспекторы зарегистрировали 437 аварий, в которых погибли 87 человек, еще 478 участников дорожного движения получили травмы. В Липецкой области с начала года произошло 677 ДТП, в которых погибли 96 человек, еще 823 жителя региона получили ранения. В Тамбовской области сотрудники ГИБДД зафиксировали 617 аварий. Жертвами ДТП стали 67 человек, травмы получили 843 участника движения.

В большинстве случаев, аварии происходят по вине водителей или пьяных лихачей. Однако, нередко причиной ДТП становятся плохие дороги. В 2014 году по этой причине в регионе произошло уже 509 ДТП, в которых погибли 82 человек, еще 596 жителей области были травмированы.

ЦДС «Дорога» обналичивает для губернатора миллиарды

В 2010 году Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской обладминистрации создал ОАО «Центр дорожного строительства “Дорога”». Создал с благой целью – взять на себя функции по обслуживанию трасс под государственный контроль, чтобы не частники, а государство качественно ремонтировали дороги.

Однако в реальности ситуация повернулась совсем в другую сторону. Управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области размещало госзаказ — и ЦДС «Дорога» выигрывало огромные тендеры, которые потом отдавались частникам на субподряд. А руководство компании получилось чистую прибыль порядка 6 млн рублей в месяц.

С 2011 по 2014 годы ЦДС «Дорога» выиграла госзаказы на ремонт, содержание и эксплуатацию дорог на сумму 7 млрд 50 млн 494 тыс. рублей. Все работники дорожной отрасли региона крайне негативно относятся к компании-«прокладке», называя ее деятельность «юридической коррупцией».

Почему же антимонопольные органы не заинтересовались такой схемой, когда областное правительство и размещает госзаказ, и побеждает в нем? Секрет — в лояльности местных силовиков. Начальник ГУ МВД по Воронежской области Александр Сысоев, руководитель областного Следственного управления СК Николай Третьяков и облпрокурор Николай Шишкин – все они повязаны с губернатором, потому и заняли позицию пассивных наблюдателей.

Отметим, что фактическим создателем ЦДС «Дорога» был экс-глава профильного управления облправительства Александр Трубников, который ныне обвиняется во взяточничестве. А по мнению издания «Политгазета.РФ», Управление дорог и дорожного строительства области и ЦДС «Дорога» стали одним из основных источников формирования теневого дохода для нынешних губернаторских выборов.

Напомним, в 2013 году правоохранительные органы задержали Трубникова при передаче ему 2,6 млн рублей от коммерческого директора «Воронежавтодора» (договоренность была на 5 % от сумм, перечисленных по договорам на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог). Во время обыска в квартире родственников чиновника нашли 140 млн рублей.

С мая 2013 года Трубников содержался в СИЗО, однако в феврале 2014 года по состоянию здоровья отпущен под подписку о невыезде. Экс-дорожнику грозит 15 лет тюрьмы и многомиллионный штраф.

Отметим также, что пост главы управления дорог Воронежской области Трубников занял в 2009 году, до этого он возглавлял ЗАО ПМК «Хлевенская» (Липецкая область). Из директора маленькой фирмы Александр Трубников мгновение превратился в крупного чиновника благодаря просьбе своего брата, который уже много лет трудится личным водителем Алексея Гордеева.

Как и следовало ожидать, с уходом Трубникова ситуация не изменилась. Компании, занимающиеся дорожным строительством, все так же платят откаты новому главному дорожнику, назначенному губернатором. Так, в местных СМИ воронежские бизнесмены не раз опубликовали открытые письма в адрес главы региона, в котором говорится, что заместитель руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Вадим Прохоров продолжает традиции Трубникова. Поборы и откаты даже ужесточились! Это уже не привычные 15-20% от размера госзаказа. Прохоров и его сотрудники диктуют условия участия в конкурсах, лично обзванивая предпринимателей и назначая сумму «отката».

По словам представителей дорожных компаний, у них есть возможность работать на данном рынке только при соблюдении обязательного условия – покупке по многократно завышенной цене материалов в ЦДС «Дорога». К примеру, щебень достается «Дороге» значительно дешевле, а песок и вовсе берется с незаконно разрабатываемых карьеров.

Так, совсем недавно надзорные органы обнаружили, что на земельном участке возле полигона ТБО в Лискинском районе Воронежской области незаконно разрабатывался песчаный карьер.

«Согласно информации Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, лицензия на разработку данного песчаного карьера не выдавалась, — сообщил старший помощник прокурора Воронежской области Михаил Усов. — Однако неизвестными из карьера было вывезено 15 тыс. 782 кубометра песка второго класса, соответствующего требованиям ГОСТ «Песок для строительных работ». Стоимость незаконно добытого песка оценивается в 2 млн рублей».

По материалам прокурорской проверки следственными органами возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство с извлечением дохода в крупном размере»).

Вопрос только в том, удастся ли прокуратуре обнаружить похитителей песка в коридорах областной власти?

По новой схеме коррупционеры заработают в два раза больше

В конце мая Воронежское облправительство объявило о продаже ОАО «Центр дорожного строительства “Дорога”». Наиболее ценными активами ЦДС являются два асфальтовых завода, а также «дорожные» госконтракты до 2016 года с правительством области.

По данным газеты «Коммерсантъ», было предложено внести изменения в прогнозный план приватизации госимущества на 2011-2015 годы. С рекомендацией внести 100% акций компаний в план приватизации к депутатам облдумы обратились представители департамента имущества и земельных отношений (ДИЗО) области. Номинальная стоимость пакета ЦДС «Дорога» — 172 млн руб. «Замруководителя ДИЗО Сергей Юсупов сообщил депутатам о намерении продать его примерно за 500 млн руб.», — цитирует издание пресс-службу обдумы.

Эксперты высказывают опасения, что фирму купят близкие к чиновникам люди. Ведь ожидаемая прибыль от контрактов на 2014 год — свыше 1 млрд руб. Возможен и такой вариант развития событий: воронежское правительство продаст компанию за 500 млн руб., а через два года выкупит ее обратно за 2 млрд руб.

В любом случае сейчас областные власти освобождаются от ЦДС «Дорога» (компания просуществует на государственном балансе максимум до сентябрьских выборов губернатора). Ее преемником по близости к власти станет другая компания, которая создается на базе одной из крупнейших дорожных компаний «Дорспецстрой». Не эту ли новую компанию имел в виду мэр Воронежа Александр Гусев, когда говорил о новом крупном подрядчике, с которым будет тесно сотрудничать город и регион?

Кстати, по данным издания «ВЕК», Имущество «Дорспецстроя» отхадит в новую компанию по бросовой цене: арбитражный управляющий Олег Никульшин назначил за активы «Дорспецстроя» цену в 267 млн руб., в то время как арбитражный суд оценил это же имущество в 700 млн руб. Вот они – тесные и доверительные отношения с органами власти!

Ранее ООО «Дорспецстрой» принадлежало депутату Воронежской облдумы Сергею Пойманову. Предприятие пало жертвой масштабного рейдерского захвата, в настоящее время находится в стадии банкротства и через аффилированные структуры приобретается чиновниками областного правительства.

Тот же Александр Трубников принимал активное участие в захвате «Дорспецстроя», а также компании «Павловскгранит». В конце июня Воронежский арбитраж разрешил обанкротиться «Павловскграниту», задолжавшему кредиторам более 1 млрд руб. История рейдерского захвата крупнейшего в Европе комбината по производству гранитного щебня прошла при молчаливом соучастии областного правительства. Градообразующее предприятие было фактически уничтожено совместными усилиями дочерних структур «Сбербанка» и дружественных им силовиков. Воронежская область не только потеряла десятки миллионов рублей налогов, но и утратила контроль над предприятием, производящим взрывчатые вещества. Сейчас управление стратегическим предприятием осуществляется через оффшорные структуры с нераскрытыми бенефициарами.

Абсурдность ситуации с дорожным строительством в Воронежской области действительно зашкаливает. С одной стороны, областной бюджет постоянно выделяет огромные средства на дорожный ремонт, и их получает подконтрольная губернатору компания, которая фактически не ремонтирует дорожное полотно. А с другой стороны, губернатор регулярно критикует чиновников и подрядчиков за плохую работу, попутно расширяя свое участие в очень прибыльном бизнесе.

Впрочем, то ли еще будет? Ведь в сентябре Алексея Гордеева переизберут губернатором на второй срок…
Источник – блог Александра Трушкова