— Уже два года как закон запрещает российским чиновникам иметь собственность за границей. И факт приобретения любым чиновником подобной жилплощади следует рассматривать не только как аморальный поступок, но и как прямое нарушение действующего законодательства», – так политолог Алексей Васильев прокомментировал появившиеся в прессе сведения о покупке председателем Стратегического Совета при президенте Дагестана Магомедом Мусаевым элитной квартиры в Лондоне.
По некоторым сведениям, рядом с Мусаевым приобрел квартиру другой известный в Дагестане человек – депутат Госдумы Магомед Гаджиев. Если эта информация подтвердится, то это будет означать, что представители республиканской элиты начали искать запасные аэродромы за рубежом. Пикантная информация просочилась в СМИ на фоне непрекращающихся коррупционных скандалов, которые, вопреки ожиданиям, не только не стихли, но и разгорелись с новой силой после того, как у руля дагестанской власти встал Рамазан Абдулатипов.
По сохранившейся еще с советских времен кавказской традиции, многие управленческие посты в республике очень быстро «разошлись» по родственникам и знакомым президента. Так, например, начальником управления Федеральной миграционной службы по Дагестану стал родной брат Рамазана Абдулатипова – Раджаб. И благодаря этому чудесному обстоятельству в Тляратинском районе республики вскоре была новенькая асфальтовая дорога. Правда, назвать ее дорогой общего пользования можно с большой натяжкой, поскольку ведет она прямиком к имению Раджаба Абдулатипова.
Кресло заместителя главы администрации города Каспийска досталось, в свою очередь, сыну президента – 29-летнему Джамалу Абдулатипову. Город в одночасье стал знаменитым на всю Россию, однако не потому, что молодому назначенцу удалось свершить там локальное экономическое чудо. Просто вице-мэр Абдулатипов, как выяснили активисты одного из «антираспильных» обществ, приобрел в личное пользование едва ли не самую дорогую из иномарок, когда-либо принадлежавших российским городским чиновникам, – автомобиль Porsche по цене 12 миллионов рублей.
До этого Джамал Рамазанович руководил столичным ГУП «Мосгортранс», и он стал далеко не единственным функционером, которого Абдулатипов-старший, перебравшись на историческую родину, заботливо прихватил с собой из Москвы.
Еще один «трудовой мигрант» – зять Рамазана Абдулатипова Магомед Мусаев – долгое время руководил столичным парково-выставочным комплексом ВВЦ, которому недавно было возвращено историческое название ВДНХ. За время правления Мусаева практически все павильоны комплекса были превращены в «мини-черкизоны»: их, раздробив на части, сдали в аренду мелким коммерсантам для торговли всевозможным ширпотребом. А самыми заметными достижениями народного хозяйства России стали шаурма и шашлык на пластиковых одноразовых тарелках.
При Абдулатипове Магомед Мусаев возглавил некий Стратегический Совет, который, в числе прочего, курирует республиканские программы, связанные с развитием системы образования и образовательных учреждений. Именно в этой сфере за последний год был совершен ряд крупных афер, в результате которых бюджет республики недосчитался сотен миллионов рублей.
Так, следователи сегодня пытаются прояснить судьбу 180 млн. рублей, потраченных якобы на школьное питание (если верить арифметике, каждый из дагестанских школьников, облагодетельствованных этой госпрограммой, должен был питаться на сумм 9 тысяч рублей в день), а также 380 млн. рублей, на которые министерству образования Дагестана удалось купить аж 47 компьютеров.
Как сообщают СМИ с ссылками на данные следствия, похищенные деньги могли переводиться на счета фирм-однодневок, подконтрольных Магомеду Мусаеву, после чего бесследно исчезали вместе с этими фирмами. На этом фоне информация о покупке Мусаевым элитной квартиры в Лондоне выглядит вполне логичной. Ведь, как гласит закон сохранения энергии, если где-то чего-то убудет, то в другом месте непременно прибудет. (Или это закон сообщающихся сосудов, что в нашем случае равнозначно).
— Создается впечатление, – продолжает эксперт, – что дагестанские чиновники готовят для себя «запасные аэродромы». Выбор Лондона для такого рода аэродрома, возможно, не случаен. Как известно, власти Великобритании практически не выдают России беглых соотечественников, даже если их объявят в международный розыск. Если следствием будет установлена причастность членов новой команды Рамазана Абдулатипова к коррупционным схемам, команду эту снова придется менять, в полном составе, начиная с главы региона.