Карьера Романа Путина: от борца с коррупцией до «наследника»?

Причем, по данным Википедии, племянник самый настоящий, двоюродный — «сын Игоря Александровича Путина, внук Александра Спиридоновича Путина, рязанского дяди Президента РФ Владимира Путина».

Как пишет «Петербургская газета», племянник главы государства вел скромный образ жизни представителя среднего бизнеса вплоть до конца 2013 года. Его и только однажды вскользь упоминалось в связи с некоторыми коммерческими проектами. Зато первое же появление Романа Путина в отечественных СМИ вызвало широкий общественный резонанс. Речь идет о конфликте Романа Путина с губернатором Новосибирской области Василием Юрченко, разразившемся незадолго до новогодних праздников. На отчетной пресс-конференции глава региона заявил об увольнении своего советника Путина, сославшись при этом на проект, к которому тот не имел никакого отношения.

В ответ Роман Путин, заручившись поддержкой Следственного комитета, всерьез взялся за коррупционеров в окружении Юрченко. Последствия не заставили себя ждать: весь компромат на губернатора, собранный к тому времени правоохранительными органами, оказался в распоряжении прессы.

Не менее важные события произошли разу после закрытия Олимпиады: Роман Путин открывает консалтинговую компанию Рutin Consulting, чтобы «помочь западным инвесторам преодолевать административные барьеры в России». Компанией всерьез заинтересовались наиболее известные деловые издания, от Washington Post и WSJ до Guardian и Daily Telegraph. Сам Путин-младший заявил, что его главная цель — помочь российской экономике преодолеть возможную изоляцию. Согласитесь, реализовать такое без согласования с Кремлем невозможно.

Понятно, что судьба политического оппонента Романа Путина к тому времени была решена. Уже через неделю после открытия Putin Consulting Юрченко лишается губернаторского кресла «в связи с утратой доверия». Характерно, что дела другого губернатора, советником которого также значится Путин-младший, главы ЯНАО Дмитрия Кобылкина, напротив, резко пошли в гору. С начала года Кобылкин стабильно держит первое (!) место в кремлевском рейтинге глав регионов.

В конце марта Роман Путин объявляет войну откатным схемам, использующимся генподрядными организациями для расхищения бюджетных средств. Он вносит в Госдуму инициативу по законодательному ограничению генподрядного процента. Под прицелом Путина-младшего оказываются всенародно нелюбимые члены кооператива «Озеро» — от Якунина до Ротенбергов. В ответ на обвинения — ни исков, ни заявлений от опешивших олигархов, лишь недоуменный вскрик Навального, сразу почуявшего сильного конкурента.

Беспокойство «главного антикоррупционера всея Руси» не лишено оснований, ведь в сравнении с президентским племянником он выглядит не самым подобающим образом. В отличие от теоретика Навального, Путин-младший предложил конкретный рецепт преодоления коррупции и даже показывает, что обладает реальными рычагами для решения проблемы.

Дальнейшее развитие событий обещает быть очень интересным. Есть все основания полагать, что линия на продвижение Романа Путина в качестве главного борца с коррупцией будет продолжена. А значит, согласно логике, в ближайшее время «под нож» должен отправиться кто-то из крупных генподрядчиков, а может, и более солидная персона, вроде какого-нибудь олигарха или губернатора.

Не исключен сценарий мнимого конфликта президентского племянника с властью. Ведь, имея в колоде системного оппозиционера по фамилии Путин, можно создавать самые разнообразные схемы в интересах Кремля, в том числе и растить лояльного «преемника». С другой стороны, в ситуации четко обозначившегося противостояния с Западом не исключено, что Роману Путину уготована роль прямого «наследника». И недовольство либеральных кругов и западных покровителей российской оппозиции при этом вряд ли будут принято в расчет.