«Независимая газета» опубликовала в литературном приложении Exlibris отрывки из книги философа Андрея Ашкерова о Владиславе Суркове. Журналисты исследовали интернет-пространство и нашел много интересной информации об авторе сенсационной публикации.
Андрей Ашкеров родился 9 июня 1975 года в Москве. По рассказам знакомых он происходит из семьи советской номенклатуры «средней руки», занимавшей определенные посты в период правления Брежнева.
В 1992 году Ашкеров окончил школу и поступил на дневное отделение философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В период с 1992 по 1997 годы обучался на философском факультете, по окончании обучения получил диплом с отличием.
В 1997 году Ашкеров поступил в аспирантуру философского факультета МГУ . Его научным руководителем был известный политический теоретик, заведующий кафедрой теоретической политологии, один из противников Запада и сторонников развития самобытной российской цивилизации Александр Панарин (умер в 2003 году). В этот период Ашкеров стал известен как приверженец идей современных левых французских философов (Мишель Фуко, Пьер Бурдье, Жак-Люк Нанси, Жак Деррида), выступавших за раскрепощение «человеческой идентичности» от давления «традиционно ориентированного фаллоцентрического мышления».
Ашкеров сильно затянул подготовку диссертации, в результате чего в 2000-2001 годах рассматривался вопрос о его отчислении с факультета, однако ему помогла поддержка Панарина. На период обучения в аспирантуре приходятся первые скандалы, связанные с сексуальной ориентацией Ашкерова его попытки найти себе партнера среди сотрудников факультета носили открытый характер и стали известны деканату, вызвав негативную реакцию в руководстве факультета.
В профессиональной среде хорошо известно, что Ашкеров является гомосексуалистом с многолетним стажем, доказательства чему он неоднократно публиковал на своих Интернет-ресурсах, прежде всего, на странице в «Фейсбук». Его гей-похождения не раз ставили его в трудные ситуации, когда его грабили на выходе из гей-клубов или избивали, о чем он сам писал в«Фейсбук». Однако эти истории не мешают Ашкерову продолжать вести богемный образ жизни и в настоящее время.
Благодаря поддержке Панарина, Ашкеров с 1998 года начал работать преподавателем на кафедре социальной философии философского факультета МГУ. Здесь он продолжает работать вплоть до настоящего дня, являясь уже профессором кафедры.
В 2001 году Ашкеров защитил на философском факультете МГУ кандидатскую диссертацию по политологии на тему «Человеческая идентичность как предмет политической теории». Защита стала возможной лишь благодаря хорошему отношению к нему со стороны Панарина, так как текст диссертации отличался крайней невнятностью и тавтологичностью, несмотря на его, безусловно, оригинальный характер и отсутствие плагиата.
После защиты Ашкеров, выбрал в качестве основного места работы должность научного сотрудника сектора социальной философии Института философии РАН, в которой он оставался до 2003 года. В это же время он писал для «Русского журнала» Глеба Павловского, однако это сотрудничество прервалось в 2002 году из-за конфликта между ними. В результате вплоть до настоящего времени Ашкеров и Павловский остаются личными недоброжелателями.
Сочетание тесных контактов с националистами и консерваторами, с личной гомосексуальной ориентацией Ашкерова подтолкнуло его к разработке идеологической конструкции под названием «левый консерватизм» . Суть этой идеи состоит в совмещении традиционной советской идеологии и постмодернистской западной философии, преимущественно французского происхождения. Данная идеология направлена на приспособление сохранившихся советских социальных практик к требованиям западного общества. Например, речь идет об оправдании гомосексуализма, чего требует Запад, с позиции раннесоветской, а не западной социальной модели.
В первой половине 2000-х годов Ашкеров, судя по отзывам знающих его людей, сильно нуждался в деньгах, в результате чего был вынужден заниматься различными коммерческими проектами, далекими от философии и политологии. Так, в 2004-2005 годах он занимал пост главного редактора журнала «Платное образование» (в настоящее время «Качество образования»), с которого был снят после конфликта с непубличным хозяином журнала Марией Мироненко (Филь), установившей, как гово-рят, многократные факты присвоения Ашкеровым рекламных средств, поступавших в редакцию.
Параллельно в 2005 году Ашкеров защитил на философском факультете МГУ диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук на тему «Философские проблемы современного социально-антропологического познания». Ашкеров стал самым молодым в России доктором наук на тот момент.
«Любимый философ» Суркова
Новый этап в деятельности Ашкерова начался в 2007 году. По слухам, Владислав Сурков тогда пригласил его на личную встречу, прочитав недавно вышедшую книгу «Путиниада». С этого момента Ашкеров приобрел роль «придворного философа» Суркова, которую он сохраняет и по настоящее время.
По заказу Суркова в период с 2007 по 2010 годы Ашкеров написал не-сколько книг в жанре политической философии, посвященных развитию тех идей, которые сам бы Сурков хотел продвигать в качестве идеологии власти. За каждую из книг Ашкеров, по слухам, получал суммы от 50 до 100 тысяч долларов США. Тексты Ашкерова отличались в прямом смысле слова потоками словоблудия: в них, как правило, содержались всего 2-3 идеи, близкие Суркову, ради которых и писались все эти достаточно объемные тексты. Всё остальное выступало в роли украшательства, призванного подчеркнуть интеллектуальность Ашкерова и его заказчика.
Одной из главных идей Ашкерова была идея так называемого «гражданского культа»: под этим имелись в виду государственные праздники и ритуалы, которые можно было бы противопоставить Православной Церкви, чье влияние на общество вызывало большое недовольство у Суркова и следующего в его фарватере Ашкерова.
Одновременно Ашкеров занимался в текущем режиме оправданием тех инициатив и событий, которые нравились Суркову . В этом связи показательно обширное выступление Ашкерова в поддержку участников группы «Война», которые организовали групповую оргию «… за наследника Медевежонка» в Дарвиновском музее в марте 2008 года.
В это же время, по рассказам Ашкерова в конфиденциальных беседах с друзьями, Сурков предлагал ему место главного идеолога партии «Единая Россия», от чего Ашкеров отказался, считая эту партию в принципе не реформируемой. Расположение Суркова к Ашкерову достигло такой степени, что первый заместитель главы АП РФ лично присутствовал на презентации книги Ашкерова «Экспертократия: управление знаниями» в 2009 году в «Александр-хаусе» на Большой Якиманке (до 2010 года площади в этом здании также снимал ФЭП Глеба Павловского). Тесные отношения с Сурковым также помогли Ашкерову раскручиваться в СМИ как политическому философу и политологу.
Охлаждение отношений с Сурковым и поиск новых политических заказчиков в 2010-2011 годах
В 2010-2011 годах отношения Суркова и Ашкерова испытывали кризис, вызванный снижением интереса Суркова к философу. Дополнительно их осложняло то, что финансовые расчеты с Ашкеровым осуществлялись через Алексея Чеснакова. Ашкеров, как говорят его знакомые, считает, что Чеснаков присвоил несколько десятков тысяч долларов, выделенных Сурковым на оплату книги Ашкерова «Интеллектуалы и модернизация», приуроченной к Ярославскому Форуму-2010.
Обострение отношений с Сурковым подтолкнуло философа к поиску автономных источников заработка, автономных по отношению к первому заместителю главы АП РФ. В качестве источника для этих заработков Ашкеров видел для себя сферу платного образования. Еще в 2009 году Ашкеров стал научным руководителем негосударственного ВУЗа «Академия коммуникаций», а в 2011 году организовал в нем факультет политического консалтинга, который стал для него дополнительным источником дохода.
В начале 2011 года Ашкеров организовал «Гильдию исследователей» — некоммерческого гражданско-политического и экспертного объединения, вобравшего в себя экс-пертов самых различных взглядов, единственной особенностью которых было недостаточное внимание к ним со стороны СМИ. Несмотря на громкое название, структура оказалась мертворожденной: Ашкеров не смог предложить ее участникам повестки, которая побудила бы их обратиться в «Гильдию» для решения своих насущных вопросов. В дальнейшем «Гильдия» фактически прекратила существование, превратившись в виртуальную организацию, от имени которой выступает Ашкеров (последние, и они же практически единственные, упоминания Гильдии в блоге Ашкерова датируются серединой 2011 года).
Весной 2011 года Ашкеров по протекции Татьяны Юмашевой стал ведущим идеологом партии «Правое дело», которую тогда возглавлял Михаил Прохоров. Говорят, что именно Ашкеров был автором речи Прохорова на съезде «Правой силы» в мае 2011 года. Также Ашкеров внес, наряду с Владиславом Иноземцевым, заметный вклад в подготовку предвыборной программы «Правого дела» летом 2011 года .
Возвращение под крыло Суркова после выборов 2011 года
После устранения Прохорова с поста лидера «Правой силы» Ашкеров снизил свою активность, однако восстановил в полной мере контакты с Сурковым. Показательно, что во время политического кризиса 2011-2012 годов Ашкеров, заигрывая с «креативным классом», в публичном пространстве полностью оправдывал ту позицию, которую занял Сурков по отношению к происходившим событиям. Подготовленная к концу 2012 года Ашкеровым книга о Суркове, финансируется, по слухам, все тем же соратником Суркова Алексеем Чеснаковым, на днях объявившем о выходе из партии «Единая Россия».