Майский штурм «Сколково»

Ликвидацией иннограда займется профессионал. Российские власти продолжают руководствоваться в своей кадровой политике принципом антиотбора. Когда наибольшие шансы получить номинацию имеют чиновники, уже успевшие доказать свою управленческую несостоятельность.

Как стало известно, уже в ближайшее время помощник президента, бывший глава Минобразования Андрей Фурсенко может стать сменщиком Владислава Суркова в качестве куратора проекта Сколково. Кроме того, Андрей Фурсенко, не исключено, будет одновременно курировать и «Роснано».

О том, что принято решение назначить бывшего министра представителем государства сообщил президент фонда Виктор Вексельберг. Предполагается, что оно будет озвучено 17 мая на заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию. Несмотря на то, что Владимир Путин отправил вице-премьера в отставку с щадящей формулировкой «по собственному желанию», этому событию предшествовал громкий коррупционный скандал. В ходе которого Владислав Сурков как попечитель фонда вступил в публичную пикировку со Следственным комитетом, представители которого по его мнению слишком активно подвергали сомнению чистоту опекаемого им любимого детища Дмитрия Медведева.

Информация о том, что резиденты широко разрекламированной на высшем уровне инновационной «потемкинской деревни» вместо обещанного технологического прорыва преуспели исключительно в распиле казенных средств, вряд ли была по настоящему способна шокировать российскую общественность. После вскрывшегося коррупционного нарыва в Минобороны, «олимпийских откатов» на стройке Сочи-2014, хищениях 100 миллионов рублей, выделенных на строительство объектов саммита АТЭС, несколько сотен тысяч долларов «освоенных» «инноваторами» Сколково уже не поражают воображение. Тем не менее, для спасения подмоченной репутации амбициозного проекта требовался «спасатель» с безупречным алиби вроде Сергея Шойгу. Вместо этого состоялось назначение, которое трудно охарактеризовать иначе как издевка над общественным мнением. Достаточно сказать, что до своей прошлогодней отставки с поста главы Минобразования Фурсенко являлся неоспоримым обладателей лавров самой одиозной фигуры в российском кабмине.

Разрушительные последствия проводимой им реформы образования подвергались жесткой критике как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны основных политических сил (включая не только оппозицию, но и отдельных наиболее здравомыслящих представителей партии власти). В их числе введение нормативно-подушевого подхода к финансированию школ в рамках процесса их количественной «оптимизации», «угадайки» ЕГЭ вместо полноценных экзаменов и двухуровневой системы высшего образования, плодящей «дипломированных недоучек». Результатом образовательной «катастройки», затеянной г-ном Фурсенко (с подачи высшего руководства, разумеется) закономерно стало падение качества образования. Что объективно фиксируют международные рейтинги, в которых российские вузы занимают все более низкие позиции. Впрочем, с точки зрения поставленных перед министром образования задач приведение российского образования к единому международному «знаменателю» под названием «болонская система», следует признать, он справился с ними на отлично. Очевидно, такая же судьба ожидает и российскую инновационную сферу, которая рискует так и не выйти из нынешнего зачаточного состояния. Впрочем, комментаторы видят в назначении г-на Фурсенко еще и определенный политический подтекст. Поставив своего помощника на пост «смотрящего» за Сколково, президент берет эту сферу под свой личный контроль. Что, как показывает практика, еще не является гарантией сокращения объемов казнокрадства.