Итоги выборов в Координационный совет

Массовый протест при начальничках в КС умрёт, но самая стойкая часть оппозиционеров радикализирует его.

Вот, собственно, весь список кандидатов с результатами за каждого. Первая пятёрка победителей: Навальный, Быков, Каспаров, Собчак и Яшин. Остальные 25 по общегражданскому списку – эти же люди, только с другими фамилиями.

Численные итоги выборов в КС показали существенное падение оппозиционных настроений даже в среде тех самых РОГов (российских образованных горожан – термин политтехнолога Станислава Белковского). Зарегистрировано было 170 тыс. избирателей, верифицировано 98 тыс., проголосовали всего 81,8 тыс. Напомним, что количественно на пике протестов в декабре 2011-го – марте 2012-го на улицы городов выходили до 150 тыс. человек (100-110 тыс. в Москве, остальные – в регионах). 81,8 тыс. проголосовавших – это около 60% от тех РОГов полугодовой давности.

При этом власть словно бы специально перед и в дни голосования преподнесла «подарок» для оппозиции, способный дополнительно мобилизовать протестный электорат – череда вопиющих репрессий в отношении наших товарищей. Сначала был схвачен, а потом помещён в СИЗО по т.н. «делу 6 мая» 51-летний интеллигент Кривов. Затем произошёл разгром верхушки «Левого фронта» – Сергей Удальцов отпущен по подписку о невыезде, Константин Лебедев и Леонид Развозжаев упрятаны в темницу, всем им предъявлены тяжкие обвинения, тянущие на срок до 10 лет. Ходит слух, что в ближайшие дни может быть схвачен ещё один активист «Левого фронта», 65-летний Константин Косякин.

С Леонидом Развозжаевым вообще случился прецедент: его российские спецслужбы выкрали в Киеве, где он попросил политического убежища – с 1947-го года НКВД не занималось такими операциями, когда на территории Германии был похищен Юрий Трегубов, активист НТС (власти тогда ему влепили «двадцатипяточку»).

До этого по делу «6 мая» были возбуждены уголовные дела по 18 честным людям, из которых 13 сейчас находятся в СИЗО. А также случилось резонансное дело по Pussy Riot.

Но все эти действия не взбудоражили РОГов. Оппозиционная борьба, похоже, снова, как на втором президентском сроке Путина, становится только уделом активистов. А большинству РОГов за это время была брошена властями мозговая косточка, симулякры «гражданского общества» в виде велодорожек, парка им.Горького, реформы лавочек, волонтёрства и прочих атрибутов красного хипсторства. Причём если раньше, в 2004-07 годах, красные хипсторы вынуждены были присягать власти, а потом отправляться на сочный вэлфер в ФЭП или в Общественную палату, то сегодня сделка с совестью упрощена до системы «одного окна» – никому присягать не надо, а надо только отстегнуться от неправильных людей (тех, кто мутит уличный протест). И разнообразие вэлфера может поразить этих людей: «Красный Октябрь», блоги о здоровом образе жизни и путешествиях, урбанистика, SMM-агентства, фермы по выращиванию ботов-спамеров и прочий скам. Наконец, дана шикарная возможность встроить в политический процесс, пусть и на третьих ролях – в виде карликовых партий (а их появление вызовет по цепочке тысячи новых рабочих мест для РОГов – от PR-щиков до копирайтеров). И этот процесс будет только нарастать в будущем, «ты только отстегнись».

Но, с другой стороны, нельзя винить этих людей в том, что они не хотят идти на баррикады. Во-первых, не каждому дано (скорее, 95% населения это не дано никогда: вот просто два события для доказательства – в Гражданской войне с обеих сторон участвовали 5% населения, во время оккупации немцами к ним на полицейско-карательную службу пошли 2% населения, в партизаны 0,5%). Во-вторых, а за кого идти сначала под дубинки, а затем на зону? За семейство миллионеров Ксении и Ильи Собчаков, за миллионера Навального, за миллионера и одного из архитекторов нынешней системы Немцова, и т.п.? Да, все они могут говорить правильные вещи, и с этими вещами аудитория может соглашаться, но идти умирать за начальничков? – только если военкомат призовёт.

Потому-то разгрому в эти полгода подвергся именно крайне левый фланг оппозиции – анархисты, антифашисты, «Левый фронт» – те, кто может увлечь за собой фанатиков (но и тут надо отдавать себе отчёт, что этих фанатиков те же 2-5%, т.е. от 150 тыс. протестующих – 2-5 тыс. человек; вот и весь резерв «активных действий» на сегодня).

Что ожидать теперь от этого Координационного Совета? Двухпартийная система из Партии телевизора и Партии начальничков (самый позор этой компании даже на Шац, Кац и прочие юмористы, а непотизм Навального, который провёл в КС клан своих подчинённых, молодых бюрократов – от Соболь и Ашуркова до Гаганова и Албурова), безусловно, ликвидирует массовый уличный протест, уведёт его в лайк и ретвит, в Добрую спам-машину. Аполитично-либеральная массовка, «гражданское общество» будет сильно радо этому – опасность репрессий в их отношении со стороны власти больше не будет, но «доска объявлений» для выражения их «гражданской позиции» останется. «Карнавал и хорошее настроение» – белые и красные хипсторы перемешаются в розовых.

Также несложно предугадать, что самая радикальная часть – левая и национал-демократическая – уйдёт в оппозицию к этому КС. Уличный протест с их участием скукожится до размеров «Марша несогласных» пятилетней давности – максимум в 5-10 тыс. (реальнее – 1-2 тыс.).

Кстати, не исключён и третий вариант. Вменяемая часть «депутатов» КС от левой и националистической курии выйдет из него. Легитимность КС уже сегодня ставится под сомнение (обещание Оргкомитетасчитать выборы в КС не состоявшимися, если на них проголосует меньше 100 тыс. избирателей; впрочем, недолгая история Оргкомитета показала, что он руководствуется принципом «слово дал – слово взял, а ты молчи, лох педальный»), а в будущем к нему появится ещё больше вопросов. Тогда в нынешнем виде он вряд ли доживёт до весны.