Политика США в Афганистане оказалась на грани поражения

Однако на этой неделе произошло событие, которое стало крайне неприятным сигналом для президента Обамы о том, что его политика в Афганистане провалилась: 18 сентября иностранные специалисты в Кабуле подверглись нападению. Исполнителем оказалсь женщина-смертница связанная с группировкой Хизб-и-Ислами, которую возглавляет Гульбуддин Хекматьяр — враг движения Талибан, ранее сотрудничавший с ЦРУ, а также спеслужбами Ирана и Пакистана.

По мнению Арифа Рафика — обозревателя журнала Foregin Policy и руководителя консультационного агентства Vizier Consulting, теракт, совершенный Хизб-и-Ислами продемонстрировал, что прагматичный Хекматьяр заключил мир с талибами так как почуствовал, что инициатива вновь переходит к ним.

Как полагает Рафик, в будущем Афганистан не ожидает ничего кроме войны. Страна вернется вё начало 90-х годов XX века, когда после ухода советских войск в стране разразилась полномасштабная гражданская война. Ответсвтенность за это несет множество людей в Вашингтоне, Кабуле и Исламабаде. Однако главным виновником можно считать президента Барака Обаму, чья афганская политика — АfPak, судя по всему, полностью провалилась.

Смерть Осамы бен Ладена и развернутая армией и ЦРУ воздушная охота ослабили инфраструктуру Аль-Каиды и уменьшили ее боевые возможности, что позволило сторонникам Обамы заявить об успехе. Однако несмотря на победные реляции, война в Южной Азии продолжается. Аффилированные с Аль-Каидой группировки, такие как Пакистанский Талибан и сеть Хаккани продолжают активно действовать на территории Афганистана и Пакистана, оставаясь главным фактором дестабилизации в регионе. Возможно, предполагает Ариф Рафик, в будущем, они смогут прямо бросить вызов американцам на их собственной территории.

Ликвидация бен Ладена, по сути, явилась единственным заметным успехом Барака Обамы и имела лишь кратковременный пропагандистский эффект. Стратегически, США не удалось добиться успехов в Афганистане, а отношения с Пакистаном оказались серьезно испорчены. Сегодня министр обороны США Леон Панетта, отмечая вывод из Афганистана 33 000 американских солдат заявил, что атакующий порыв талибов был остановлен, однако факты говорят об обратном.

На прошлой неделе, 14 сентября, боевики совершили дерзкое нападение на Camp Bastion — одну из наиболее укрепленных иностранных военных баз в Афганистане. В результате нападения были уничтожены шесть боевых самолетов общей стоимостью в 180 миллионов доллларов. По словам Рафика, атака обошлась Талибану лишь в 10-20 тысяч долларов.

Более 30 000 солдат США уже покинули Афганистан, но остальным придется сдерживать постоянно растущий напор талибов. Вашингтон возлагает большие надежды на местное ополчение, которое, в соответствии с американской стратегией, должно противостоять боевикам, но многие ополченцы придерживаются аналогичных взглядов, а то и вовсе являются бывшими талибами.

Новая стратегия талибов — внедрение в ряды афганской армии и полиции приносит свои плоды. Число атак боевиков, скрывающихся под личиной военных и полицейских продолжает устойчивый рост и уже привела к тому, что программа подготовки личного состава для афганских сил безопасности была прервана. Это означает, что под угрозой оказался ключевой этап американской политики — передача контроля над территорией страны афганским силовым структурам.

Перспективы мирных афганцев также безрадостны. Нищие кварталы Кабула соседствуют с хорошо охраняемыми районами в которых живут купающиеся в роскоши кабульские миллионеры и богатые экспаты. В провинциях Гильменд и Кандагар почти 30 процентов детей страдауют от недоедания. Соседний Пакистан также стал жертвой войны. Пакистанская правящая элита имеет давние традиции поддержки радикалных исламистов, но эти традиции толкают ее к стратегическому поражению, препятствую нормальному развитию страны и плодотворным контактам с соседями.

Продолжается вялотекущий конфликт в так называемой «Зоне племен» на границе Афганистана и Пакистана. Постоянные бомбовые удары, наносимые беспилотниками США служат серьезным дестабилизирующим фактором для Исламабада как во внутренней так и во внешней политике. Массы людей, вынужденных бежать от бомбардировок наводнили пакистанский мегаполис Карачи, который традиционно является ареной войн различных политических и религиозных группировок. С 2008 года сотни людей стали жертвами необъявленной войны за контроль над мегаполисом и правительство страны не в силах положить ей конец.

Политика США в отношении Пакистана и Афганистана страдает от дефицита лидерства, который должен был обеспечить Барак Обама. Вместо этого, талибам, фактически был дан сигнал о том, что необходимо все лишь продержаться некоторое время до тех пор, пока не истечет запланированный срок военной операции. Отношения с Пакистаном были отданы Обамой на откуп своим подчиенным, которые месяцами решали следует ли приносить извинения за очередную неудачную бомбардировку, приводя Исламабад в ярость.

Однако ответственность за провал лежит не только на властях США, ее несет и афганская элита, которая вместо восстановления страны занята покупкой итальянской дизайнерской обуви и аппартаментов в Дубаи. А заигрывания пакистанских спецслужб с радикальным подпольем начались еще в те времена, когда Обама учился в колледже.

Теперь Пакистан отчаянно нуждается в афганском урегулировании для собственной политической стабильности, предотвращения гражданской войны и распада страны. Однако достичь этой цели можно лишь с помощью американских войск. США, в свою очередь, также не заинтересованы в хаотизации Пакистана, обладающего ядерным оружием. А

Администрация Обамы, ранее пытавшаяся заломить руки властям Пакистана, теперь должна работать вместе с ними и афганским режимом для предотвращения гражданской войны и хаоса в регионе. Сейчас пакистанский министр иностранных дел находится в визитом в Вашингтоне, главу пакистанского генштаба генерала Кайяни ожидают в столице США в октябре. Выступление президента Асифа Али Зардари в ООН запланировано на конец сентября. Возможности для Барака Обамы еще не исчерпаны, но времени остается все меньше.

По материалам Foregin Policy