Дмитрий Медведев — это молоко

Есть у меня знакомая скульпторша. Действительно хорошая. Однажды ей поступил заказ из одного подмосковного молокозавода. У них предполагался юбилей, и они решили к юбилею поставить у себя во дворе памятник молоку. Деньги были выделены хорошие, ну она и взялась.

Первый проект, представленный заказчику, представлял из себя большой такой кувшин на изящном, в стиле арт-деко, постаменте. Заказчик забраковал. Это, говорит, не молоко, а кувшин. Может, он пустой. Тогда она предложила сделать памятник в виде коровы. Тоже не подошло. Говорят: это корова, это не молоко. Тогда она решила усложнить себе задачу: предложила рядом с коровой посадить на табуретке женскую фигуру, причем доярка должна была как бы дергать корову за вымя. Проект был категорически отвергнут. Это говорят, не молоко, а корова и доярка. Вот что тут делать?

Я ей тогда сказал: а ты их продукцию видела? Она говорит: видела. Обычные такие пакеты тетра-пак. Ничего особенного. А на них написано, что это молоко? Написано, говорит, естественно. Короче, я ей посоветовал взять кусок гранита трехметровой высоты, выточить его в виде пакета молока и для вящей убедительности написать золотыми буквами: «Молоко». Причем соблюсти все пропорции, шрифт, элементы нехитрого дизайна. И не забыть указать имя производителя.

Женщина попыталась возразить. Слишком уж будет похоже на могильный памятник. А ты предложи заказчику, говорю, может ему понравится. Я, кстати, не знаю, чем там дело у нее закончилось. Надо поинтересоваться.

А и в самом деле? Как передать форму того, что не имеет формы?

Вот сейчас, когда Медведев на президентском посту отсиживает последние деньки, дожидаясь дембеля, многие пытаются какие-то итоги его периоду подвести, как-то обобщить то, что он сделал и что не сделал, дать его политический портрет. И не получается ни у кого. Как передать форму того, что не имеет формы?

Вот вроде был такой современный молодой человек, про модернизацию говорил, в джинсах ходил, гаджеты всякие интересные демонстрировал, перед студентами журфака икру метал, показывая свою мобильность и либерализм. А сейчас — на тебе — говорит, что всю жизнь был консерватором, традиционалистом, партию жуликов и воров возглавил. Думаете, удары судьбы заставили бедняжку перемениться, выкинуть гаджеты и пойти со свечкой в церковь стоять? Да ничего подобного. Каким был, таким и остался. Человеком без формы, без содержания. Перельют его в кувшин — будет кувшином. Перельют в трехлитровую банку — будет трехлитровой банкой.

Приглядитесь: да вся путинская команда — бесцветные беспринципные люди. Они не злодеи по натуре своей, зла стране не желают, упаси бог. Они просто о ней не думают. Все мозговые усилия направлены на то, чтобы принять в нужный момент нужную форму. Правильно угадать: какую форму в какой момент принять. И не дай бог не высунуться. А то сделаешь что-нибудь яркое, и уже не сможет на твоем фоне серая моль воображать себя прекрасной бабочкой.

И тут я согласен с теми, которые не видят, например, никакого будущего за Дмитрием Рогозиным. Дурачок-то сейчас окрылился, поверил, что какие-то горизонты перед ним открылись. При Путине — как открылись, так и закроются. Как к Рогозину ни относись, он фигура все-таки яркая, на уровне раннего Жириновского, и на фоне путинского бесцветья привлекает к себе внимание, конечно. Не может такого быть, чтобы моль не была задета чьей-то харизматичностью, не потерпит она, чтобы рядом был кто-то, с кем ее рано или поздно сравнивать начнут. В другое время раздражение накапливалось бы долго, но сейчас у Путина вообще-то нервишки ни к черту, так что как выдвинули Дмитрия Олеговича, так и задвинут в самом скором времени. Уверен. А вот Прохоров, например, несмотря на разницу в росте, вполне в путинском окружении будет смотреться органично. Потому что, как говорил мой отец, сер как штаны пожарного.

Вот и Медведев стал удобным пустым местом. Про него пишут, что он оказался путинской тенью. Возможно. Но как можно быть тенью того, кто в силу своей мелкости и ничтожности по законам физики вообще тень не должен отбрасывать? «Возмужали дождевые черви» — так и хочется применить к Путину строчку Осипа Мандельштама. Не могу себе представить червяка, отбрасывающего тень.

А был ли у нас вообще такой президент Медведев? Не знаю, может и не было такого. Прошел стороной, как проходит косой дождь. Заполнил собой ненадолго некую форму, а потом его оттуда на ненадобностью вылили. Слили.

Медведев в эти дни тоже подводит итоги. Хочет казаться бодрячком. Перечисляет свои заслуги. Я, говорит, поменял много региональных руководителей. Правильно: Путин любит кадровые решения чужими руками реализовывать, он ведь из своих ни с кем не ссорится. Да, поменял Медведев одиозных жуликов. Может быть, кто-нибудь сидит? Никто не сидит, уходили с орденами и благодарностями.

Или вот еще: «я выпустил политических заключенных». Кого ты выпустил? Мохнаткина?

Или: «я провел политическую реформу». Какую еще реформу? Когда она начнется? Если ты ее провел, мы должны ее видеть, а мы не видим, все по старому. Выборы губернаторов? Это из кого мы выбирать будем? Из списка, присланного из Кремля? Но даже такие «выборы» страшат Путина: сейчас его тень предпринимает титанические усилия, чтобы централизованно поменять до принятия соответствующего закона как можно больше губернаторов, ведь только что назначенных будут переизбирать еще ой как не скоро, когда срок закончится. То есть открыто, не моргнув глазом, торпедирует свою же собственную жалкую «политическую реформу». Что это значит? Значит, это не реформа никакая, а пыль в глаза.

В конце семидесятых я учился на журфаке МГУ, на Манежной площади. Тогда Манежная не была застроена, а была голой, как коленка. Посреди стоял камень. С такой надписью: «Здесь будет сооружен монумент в честь 50-летия Октября». Камень поставили в 1967 году, он простоял до середины 1990-х, когда на площадь набросились Лужков и Церетели. Монумент так и не появился.

Когда-нибудь Медведев умрет. Лучшим памятником ему на могиле была бы табличка: «Здесь будет сооружен памятник».
Источник