Расположенный на юге Пакистана на побережье Аравийского моря, Карачи является одним из самых больших и густонаселенных городов мира. Его площадь составляет 3527 квадратных километров, что почти вчетверо больше площади Гонконга. Население Карачи оценивается в 18 миллионов человек, его плотность составляет более 3700 человек на квадратный километр.
Карачи является центром финансовой жизни Пакистана. В нем расположены штаб-квартиры крупных национальных банков и промышленных предприятий различных отраслей включая текстильную, автомобильную, медицинскую, компании по разработке программного обеспечения и другие. До 1959 года Карачи обладал статусом официальной столицы Пакистана. Провинция Синд, в которой находиться город, также стала прибежищем для мигрантов разных национальностей из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Основными языками, на которых говорят в Карачи, являются урду и английский.
Многочисленное и этнически разнородное население города долгое время сосуществовало без серьезных внутренних конфликтов до тех пор, пока внешние и внутренние силы не стали сталкивать различные группы между собой. Именно это обстоятельство делает Карачи так похожим на Бейрут времен войны. И так же как в Бейруте, в Карачи идет война, жертвами которой только в июле стали более 300 человек, а в период с января по июнь погибло более 500 человек.
Главными этно-политическими силами в городе являются партии «Движение Муттахида Каюми» (ДМК), представляющее интересы жителей говорящих на урду, и «Национальная партия Авами» (НПА), сторонники которой говорят на пушту. Обе партии входят в коалицию с правящей «Пакистанской народной партией» (ПНП), которая является крупнейшей в стране. Несмотря на это, именно конфликт между этими партиями привел к войне на улицах Карачи.
Согласно переписи 1998 года, около 45 процентов населения города назвали урду своим родным языком. Но в 2010 году, почти 25 процентов из 18-миллионного населения Карачи заявили, что их родным языком является пушту. В настоящее время в 168-местной провинциальной ассамблее ДМК занимает 51 место, а НПА, несмотря на сильно возросшее число своих сторонников, имеет лишь два места. Большинство мест в ассамблее принадлежит ПНП, однако большая часть ее сторонников проживает в других областях Пакистана.
Именно борьба за власть в городе между ДМК, стремящейся удержать свои позиции, и НПА, пытающейся добиться большего числа мест в органах власти и привела в конечном итоге к началу войны на улицах Карачи. Обе партии опираются на этнические группы, что придает конфликту дополнительную остроту. Благодаря возросшей напряженности, число единиц оружия, которое находится на руках у населения и участников различных группировок резко выросло и сейчас город, фактически, вооружен до зубов. В распоряжении боевиков с обеих сторон не только легкое стрелковое оружие, но также гранатометы, пулеметы и даже минометы.
Как заявляют представители полиции, в Карачи связь между политиками и криминалом всегда была очень сильна. Партии часто обращались к услугам наемных убийц, вымогателей, похитителей людей, торговцев наркотиками и оружием, рейдеров и даже мелких бандитов. Большинство представителей преступного мира Карачи хорошо вооружены и имеют прочные связи в правоохранительных органах, которые позволяют им избегать наказания. Возрастающие конфликты привели к тому, что политические партии в городе стали активно вооружаться.
В Бейруте конфликт между политическими партиями быстро вышел на уровень религиозной войны между христианским и мусульманским населением, а затем перекинулся на территорию всей страны. Сейчас, спустя несколько месяцев уличных боев в Карачи практически наступила полная анархия, что угрожает уже всему Пакистану. Каждый день на улицах города находят все новые тела убитых, часто со следами пыток. Жертвами конфликта становятся не только члены враждующих лагерей, но и обычные жители. Резко выросло число похищений.
Согласно информации из источников, близких к правительству Пакистана, по мнению руководства ДМК, президент страны Асиф Аль Зардари слишком сблизился с НПА, кроме того, несколько членов ДМК были арестованы по подозрению в участии в террористической деятельности. Полицией и спецслужбами Пакистана был арестован известный в Карачи наемный убийца Мухаммад Иштаки, который на допросах сознался в сотрудничестве с ДМК, также как и другой арестованный наемник Ажмал Пахари, совершивший порядка 100 заказных убийств.
В ответ представители ДМК сообщили, что на момент ареста членство Иштаки уже было аннулировано, и их сторонники являются главными жертвами поднявшейся волны насилия. В конце июня представители ДМК в знак протеста оставили свои посты в федеральных и местных законодательных органах. В ответ на силовые акции ДМК, в НПА решили ответить тем же. Город разделился на две сферы влияния, партии отмечали районы, развешивая на улицах свои флаги.
Спустя несколько недель, федеральное правительство взяло под контроль наиболее пострадавшие районы города. Военным были даны расширенные полномочия по наведению порядка. За территорией города ведут круглосуточное наблюдение беспилотные аппараты пакистанской армии и разведки. Однако, министерства обороны и внутренних дел не торопятся начинать полномасштабную операцию осознавая, что это не решит конфликт между партиями, но может привести к катастрофическим последствиям для всей страны
Источник: Asia Times