Под Александра Лукашенко подложили бомбу

В понедельник, 11 апреля, в Минске в 17:55 по местному времени (18:55 по Москве) на станции метро «Октябрьская» произошел взрыв. 11 человек погибли на месте, еще один скончался в больнице. Число госпитализированных составило 157 человек, а общее количество пострадавших превысило 180 человек. Взрывное устройство, спрятанное на перроне под скамейкой, как считают белорусские эксперты, было начинено поражающими элементами (гвозди, обрезки арматуры) и приведено в действие по радио. Его мощность составила от 5 до 7 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Ответственности за этот взрыв на себя пока никто не взял. Президент Белоруссии Александр Лукашенко не исключил, что за терактом могут стоять некие «внешние силы». В свою очередь, ряд наблюдателей поспешили выразить опасения, что трагедия может быть использована официальным Минском для ужесточения режима. Версию о причастности белорусских спецслужб ко взрыву, в частности, высказал скандально известный журналист Павел Шеремет.

— «Есть опасения, что власти используют взрыв в метро для дальнейшего закручивания гаек», — отметил один из лидеров белорусской оппозиции Александр Милинкевич.

Пока Генеральная прокуратура и КГБ Белоруссии рассматривают три версии происшедшего – политическая провокация, дело рук молодежных экстремистских организаций и выходка психопата. Стоит отметить, что это второй за последний год крупный теракт в метро столиц стран СНГ. Напомним, 29 марта на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» в московском метрополитене прогремели два взрыва, в результате которых погибло 40 человек. Этот теракт был долгое время анонимным, пока, наконец, ответственность за него не взял чеченский боевик Доку Умаров. Впрочем, он славится тем, что берет на себя ответственность за любые теракты – например, не стал исключением и взрыв в зоне ожидания аэропорта «Домодедово» в январе этого года.

В мае 2010 года глава ФСБ России Александр Бортников доложил президенту России Дмитрию Медведеву, что все причастные к теракту в московской подземке террористы выявлены и «уничтожены». Таким образом, выяснить истинную причину этого взрыва, мотивацию и цели его организаторов так и не удалось. Как отмечают некоторые блогеры, «с террористическим подпольем силовики в России борются по одной простой схеме. Спустя некоторое время после терактов спецслужбы заявляют об «установлении личностей» преступников, а еще спустя месяц-другой отчитываются об их успешном уничтожении. Предотвращать же теракты спецслужбы пока не научились».

По всей видимости, подобная схема может оказаться близка и к происшедшему в Белоруссии. Спецслужбы этой страны находятся в растерянности, пока заявлено о задержании нескольких подозрительных лиц, однако явных организаторов теракта пока нет. Во всяком случае, обвинить в этом исламских террористов будет крайне сложно – Белоруссия находится в стороне от всех возможных конфликтов с участием мусульман.

Примечательно, что взрыв в минском метро стал кульминацией ряда событий, свидетельствующих о серьезных изменениях внутри самой Белоруссии. Оплот спокойствия и стабильности на постсоветском пространстве после скандальных выборов президента в декабре прошлого года медленно, но верно сползает в нестабильность. В феврале золотовалютные резервы государственного банка Белоруссии резко упали на 300 миллионов долларов, а в марте граждане на волне слухов о грядущей девальвации национальной валюты скупили более 500 миллионов долларов. Реальный же курс белорусского рубля по отношению к доллару и евро оказался на 20-25 процентов ниже официального.

Боясь потери своих накоплений, белорусы стали активно скупать продукты, в первую очередь сахар, муку, соль, растительное масло, при этом цены на хлеб в стране выросли на 5-7 процентов. Сейчас Минск ведет переговоры с Москвой о предоставлении стабилизационного кредита в размере 3 миллиардов долларов, однако кредитные линии пока не открыты. Тем временем российский «Газпром» со второго квартала повысил отпускные цены на газ для Белоруссии с 223 до 249 долларов за тысячу кубометров (в прошлом году среднегодовая цена на «голубое» топливо была для Белоруссии всего 187 долларов). А 6 апреля МВД Белоруссии, проводившее расследование выступлений оппозиции в декабре 2010 года в Минске, прямо обвинило ее в «организации государственного переворота».

Именно на таком нервозном фоне в столице Белоруссии произошел странный, анонимный террористический акт, повлекший многочисленные жертвы. Кто бы не стоял за его организацией, стоит признать, что свою основную цель он сумел выполнить. Белорусы готовы мириться с режимом Александра Лукашенко, пока он обеспечивает населению определенный набор социальных льгот и внутреннюю безопасность. Однако экономический кризис вкупе с разгулом терроризма в стране может лишить «последнего диктатора Европы», как называют Лукашенко западные СМИ, сколько-нибудь заметной поддержки внутри страны.

Александр Лукашенко на станции "Октябрьская". Фото: DPA