Поведение руководства КНДР укладывается в хорошо отработанную манеру, когда резкий переход от угроз к мирным предложениям втягивает дипломатов в долгие и безрезультатные переговоры. Северная Корея провоцирует кризис, но затем, испугавшись перспективы противостояния с Южной Кореей, США и Японией, провозглашает переход к мирным переговорам для того, чтобы добиться новых поставок продуктов питания, топлива и другой гуманитарной помощи. Однако в этот раз ни Южная Корея, ни США не намерены давать Пхеньяну того что он хочет, а значит, 2011 год обещает быть трудным для режима Ким Чен Ира.
— «Больше обстрелов, дерзких рейдов, потопленных кораблей, больше ядерных испытаний, запусков ракет и агрессивной риторики», — предсказывает эксперт по Северной Корее и преподаватель южнокорейского университета Кукмин Андрей Ланьков.
Последнее обострение кризиса на Корейском полуострове произошло 23 ноября, когда артиллерией КНДР был обстрелян южнокорейский остров Ёнпхёндо. В результате обстрела погибло двое морских пехотинцев и двое мирных граждан. Обстрел поставил КНДР и Южную Корею на грань полномасштабного военного конфликта.
В начале нового года настроения резко изменились. На этой неделе КНДР призвала к немедленным переговорам без предварительных условий. Еще несколько недель назад руководство КНДР грозило «священной войной» и применением ядерного оружия. Южная Корея потребовала от КНДР продемонстрировать на деле готовность к мирному урегулированию.
Президент Южной Кореи Ли Мен Бак, под давлением критики за недостаточно жесткую реакцию на действия КНДР, подвел ситуацию к крайней точке, проведя артиллерийские маневры на острове Ёнпхёндо. По существу, Ли Мен Бак предложил Ким Чен Иру сдержать слово и нанести удар по южнокорейским войскам, однако реакции КНДР не последовало. По утверждению президента тихоокеанского форума Центра стратегических международных исследований Ральфа Коссы, после учений Ли Мен Бак вполне может приступить к переговорному процессу.
Тем не менее, судьба будущих переговоров пока остается неясной также, как и свертывание ядерной программы КНДР, на котором настаивают США и Южная Корея. США опасаются, что Северная Корея может получить не только ядерные заряды, но и средства из доставки. Последний раунд шестисторонних переговоров был проведен в декабре 2008 года. С тех пор в КНДР были проведены еще одни ядерные испытания, запуски ракет, а также в марте 2010 года был потоплен южнокорейский корвет «Cheonan».
Вашингтон и Сеул до сих пор не до конца определились с требованиями к Пхеньяну. США заявляют о готовности к переговорам, но требуют от КНДР доказать «серьезность намерений». Посетивший КНДР посланник Барака Обамы Стивен Босурот встретился на этой неделе также с официальными лицами в Сеуле и Пекине. Обсуждались, вероятнее всего, перспективы мирных переговоров.
Работы по ядерной программе в Северной Корее продолжаются, несмотря на жесткие санкции и международную критику. Оружейного плутония в КНДР достаточно для изготовления, по меньшей мере, 6 ядерных зарядов. Однако освоить постройку ракет дальнего радиуса действия с ядерной боевой частью КНДР пока не смогла. Также в ноябре официальные СМИ Северной Кореи рассказали о новом предприятии по производству обогащенного урана.
КНДР выразила готовность к немедленным переговорам и у нее есть цель: заключение перемирия и формальное окончание Корейской войны 50-х годов прошлого века, прямые переговоры с США и признание себя ядерной державой. Но даже если такие переговоры состоятся, вряд ли Пхеньян получит то, что хочет.
Источник: AP/Analysis: SKorea cool to NKorea charm offensive