Какие способы обмана используют мошенники?

Приведем несколько примеров из последних, которые используют мошенники, обманывая граждан, а также крадут деньги и персональные данные.

Доступ к аккаунту на Госуслугах

Злоумышленник звонит от имени сотрудника МФЦ и оповещает собеседника о получении электронного письма на его имя. Но для его получения в профиле на Госуслугах необходимо сообщить код из СМС. Однако он нужен аферистом для получения доступа к личной информации человека на госпортале.

Мошенник может изменить пароль от учетной записи, запросить кредитную историю, оформить справку о доходах, заказать дебетовую карту онлайн, узнать информацию об имеющемся у человека транспорте, а также взять кредит на его имя.

Как избежать обмана

Нельзя никому сообщать секретные коды из СМС и push-уведомлений. Сотрудники МФЦ не оповещают граждан о письмах. Если возникли сомнения по поводу собеседника, нужно закончить разговор и самостоятельно позвонить в организацию по номеру телефона, указанному на ее официальном сайте.

Возврат денег при отмене заказа

Эта схема включает два этапа. Сначала злоумышленник взламывает аккаунт человека на маркетплейсе и оформляет возврат покупки. Затем он связывается с покупателем через мессенджер под видом продавца и сообщает об отмене заказа из-за технического сбоя. Он говорит, что товар будет доставлен, но для этого потребуется перевести поступившую сумму на счет продавца. Если выполнить это условие, то средства поступят на кошелек афериста.

Как избежать обмана

Необходимо запомнить правила — возврат и платеж по товару может оформить только покупатель. Если нужно вернуть деньги в случае отмены заказа на маркетплейсе, необходимо обратиться в службу поддержки. Нельзя переводить средства на реквизиты физических лиц.

Кроме того, следует активировать двухфакторную аутентификацию на всех учетных записях, к которым привязаны банковские карты, и на которых есть персональные данные. После этого для авторизации в профиле кроме пароля потребуется вводить проверочный код из СМС или электронного письма. Его нельзя никому сообщать. В противном случае злоумышленники получат доступ к аккаунту.

Позвонили из банка: как узнать, это сотрудник финучреждения или мошенник

Стоит помнить о том, что сотрудники финансовых организаций:

  • не просят подтверждения переводов, платежей или других операций по карточке;
  • не спрашивают данные карты, коды из СМС или пароль для авторизации в онлайн-банке;
  • не сообщают о необходимости уплаты комиссии (они взимаются автоматически);
  • не звонят клиентам через мессенджеры Viber, WhatsApp и Telegram.

Если есть сомнение в том, что звонит сотрудник банка, или черный кредитор, маскирующийся под МФО, можно запросить у звонящего внутренний номер. Чаще всего неподготовленные аферисты кладут трубку, а вот подготовленные могут соврать. Для проверки собеседника нужно зайти на официальный сайт финансовой организации и найти контактный номер телефона службы поддержки. Если он не совпадает с тем, с которого звонили, значит это мошенник. Номер лучше заблокировать.