Недавно во время проведения очередных соревнований по высшему пилотажу в свободное от выступлений время его участникам задали вопрос: «Какой спортивный самолет вы считаете самым лучшим в мире?» Прозвучавший ответ оказался неожиданностью для многих – самым востребованным спортивным самолетов в мире был назван российский «Су-26». Почти поровну с ним первое место разделил популярный спортивный самолет немецкого производства Extra. Творение конструктора Вальтера Экстры, чье имя и носит самолет, нашло признание многих летчиков-спортсменов, да это и не удивительно, ведь сам Вальтер Экстра не только конструктор, но и пилот, в том числе выступавший на соревнованиях, поэтому свой спортивный самолет он создавал, хорошая зная потребности спортивного летчика изнутри. Именно на Экстре, а точнее на модифицированной Экстра 330, выступает самая титулованная летчица двадцатого века и многократная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина. О своей любви к российскому Су-26 высказалась и она, но с сожалением посетовала на то, что у российской сборной по высшему пилотажу, к сожалению, нет достаточного финансирования, чтобы обеспечить всех летчиков этими самолетами, хотя часть из них все же летает на Су-26.
На самом деле, Су-26 часто и незаслуженно забывают, говоря о самолетах ОКБ Сухого. Его хорошо знают летчики-спортсмены, а вот среди любителей авиации немало тех, кто о нем даже не слышал или слышал вскользь. Маленький спортивный самолет теряется рядом со своими большими и знаменитыми собратьями – фронтовым бомбардировщиком Су-24, одним из самых успешных штурмовиков Су-25 и знаменитым истребителем Су-27, на различных модификациях которого, в том числе, летает пилотажная группа «Русские Витязи». Между тем, Су-26 в своей нише не уступает статусам своих более известных собратьев, не смотря на то, что слуху массового зрителя авиационных шоу в качестве спортивного самолета привычнее воспринимать Як-52 и Як-54. Но это во многом связано с тем, что Яки гораздо более распространены в качестве спортивных самолетов – они более дешевы и в эксплуатации, и в ремонте, обладают высокой надежностью и проверены многими опытными пилотами-спортсменами. И все же лучшим и наиболее желанным для своих выступлений летчики называют именно Су-26.
Почему же Су-26 так нравится летчикам-пилотажникам и спортсменам?
Су-26 был разработан в 1984 году, но первый его вариант был признан слишком тяжелым, и мировым хитом среди спортивных самолетов стала вторая модификация Су-26, выпущенная в 1985 году с учетом критических замечаний к первой версии этой модели. Этот самолет стал настоящим чудом в своем классе. С самого начала сделанный как спортивный пилотажный самолет, он немало вобрал в себя от своих «старших братьев» — военных самолетов ОКБ Сухого. Так, Су-26 был оснащен креслом с большим наклоном (35 градусов), чтобы облегчить для пилота перенесение перегрузок, что дает возможность более быстрой и качественной реакции в полете. Су-26 также стал первым в истории самолетом спортивного назначения, при создании которого конструкторы решили опираться на использование композитных материалов, доля которых в его конструкции составила более половины. Позаботились разработчики и о безопасности пилотов, снабдив Су-26 с модификации МЗ катапультным креслом для выброски пилота в случае критической аварийной ситуации. Кстати, и за это в том числе многие спортсмены так хотят летать именно на Су-26, такой функцией обладает крайне мало самолетов, в том числе и спортивных, а от печальных случайностей, к сожалению, не застрахован никто.
Не смотря на то, что с момента создания самолета прошло немало времени, Су-26 до сих пор является лидером по числу завоеванных на нем золотых медалей на соревнованиях по высшему пилотажу. С 1986 года, когда начались выступления на соревнованиях на Су-26, на этом самолете было завоевано более 150 медалей, около сотни из которых золотые. Во многом это связано с уникальными летными характеристиками этого самолета, в том числе с доступной на нем рабочей перегрузкой в 12 G, для которых и был создан этот самолет. А вот разрушающая перегрузка на нем и вовсе составляет 23 G! Довести самолет до такой перегрузки в управляемом полете практически невозможно, этого не выдержит уже пилот, а вот работать в допустимых, в том числе и предельных, режимах, на этом самолете можно более чем свободно.
К сожалению, нередко ситуация складывается так, что на российских Су-26 на соревнованиях выступают отнюдь не российские летчики. Стоимость покупки и эксплуатации этого самолета довольно высока и ощутимо выше, чем стоимость эксплуатации ряда других спортивных самолетов, и для частных пилотов иногда оказывается слишком высока.
Выпуск Су-26 прекращен совсем недавно, в 2013 году, но неоднократно велись разговоры о возобновлении выпуска при наличии востребованности самолета или возможности приобрести его на заказ. При ээтом второй вариант является вполне реальным и сейчас, не смотря на то, что с серийного производства самолет снят. Надо заметить, что снятие самолета с производства довольно часто никак не влияет на продолжение его эксплуатации, в том числе и спортсменами, еще очень и очень долгое время, ведь для самолета главное вовремя проходить регламентные работы. Для них, в отличие от автомобилей, возраст не помеха.
Су-26 имеет несколько основных модификаций, имеющих порой значительные отличия и особенности:
- Су-26 — первоначальный вариант с двухлопастным винтом и крылом без поперечного набора, выпущено всего 4 экземпляра
- Су-26М — улучшенный вариант, с трёхлопастным винтом и крылом с 16 нервюрами.
- Су-26МХ — экспортный вариант самолёта Су-26М с крыльевыми топливными баками.
- Су-26М2 — вариант, оснащённый системой трассирования траектории полёта
- Су-26М3 — вариант, оснащённый системой трассирования траектории полета и дополнительным топливным баком. Обновлены кок винта, кабина летчика, фонарь кабины, крыло и оперение, шасси самолета, установлены новые элероны на крыле. Крыло модернизировано с повышением характеристик и показателей аэродинамики. Установлен новый авиационный поршневой двигатель М-9Ф мощностью 420 л. с. Наиболее массово выпускавшийся вариант Су-26.