ЗАО «Боташев и сыновья» или Как делать бизнес за государственный счет

Однако, далеко не все щупальца криминального спрута, что называется, еще обрублены. Рауф Арашуков до сих пор сохраняет большое влияние и связи в КЧР. Годами работавшая отлаженная машина выжимания денег из населения и грабежа государственных средств еще не полностью выведена из строя правоохранителями.

Клан Арашуковых занимал верхнюю позицию в криминальной иерархии республики. Однако кланы рангом пониже, связанные с Арашуковыми, продолжают свою деятельность, как ни в чем не бывало. Например, клан Боташевых также обладает солидными ресурсами и пока не испытывает проблем с законом. Во главе клана стоит глава Урупского района КЧР Азрет-Али Боташев. Он, похоже, использовал всю мощь административного ресурса, подкрепив его угрозами, чтобы завладеть 80% пахотных земель возглавляемого им муниципалитета. Крестьяне, видимо, вынуждены были продавать Боташеву землю по назначенной им самим цене.

Но клан Боташевых устанавливает свои правила игры не только на уровне отдельно взятого района КЧР. Сын Азрета-Али — Анзор Боташев — является депутатом Народного Собрания республики. Получив назначение министром сельского хозяйства Карачаево-Черкессии, Анзор Боташев стал реализовывать нехитрые схемы «приватизации» государственных дотаций на сельское хозяйство. Большинство конкурсов на дотации выигрывали вероятно подставные «фермеры» из Хабезского района, который известен как вотчина клана Арашуковых.

Среди получателей дотаций в СМИ упоминались такие жители района, как Заур Нахушев из села Али Бердуковский, получивший 7.5 млн. руб. якобы на выращивание овощей, Рашид Петижев, проживающий в том же селе, и которому перевели 5 млн. на «выращивание зерновых культур», житель села Хабез Заур Хамуков, получивший 5 млн. на «разведение крупного рогатого скота и производство сырого молока», Радион Хапанцев из села Зеюко, поимевший от государства такую же сумму – якобы на те же цели, и многие другие.

Эти «фермеры» выигрывали конкурсы и получали дотации. Но реально им, как нетрудно предположить, полагалось 5-10% от выделенной суммы. Львиную долю средств, как мы предполагаем, делили между собой Рауф Арашуков и Анзор Боташев. По информации в прессе, непосредственной реализацией схемы занимался один из приближенных Рауфа Арашукова — депутат Заксобрания КЧР Хазрет Джумаев, также «сидящий в доле». Не удивительно, что фермерство в КЧР приходит в упадок при таких масштабах воровства средств на развитие сельского хозяйства республики.

Другой сын главы клана Боташевых, Ансар, занимает должность начальника полиции МВД КЧР. Его супруга – прокурор г. Карачаевска Фатима Семенова. В этом городе расположен единственный в республике спиртзавод, который принадлежит Боташевым. Производство качественного спирта – затратное дело. Поэтому Боташевы, вероятно, закупают контрафактный спирт в Северной Осетии и уже под своим брендом «Флора Кавказа» продают его в качестве медицинского спирта собственного производства.

Такое «шило» в мешке не утаишь. Схема не является секретом для горожан. Но прокурор Семенова не спешит с проверками деятельности спиртзавода по понятным причинам. Не случайно Рауф Арашуков, как писали СМИ, лично просил «большого друга» семьи прокурора республики Александра Терещенко назначить Фатиму Семенову на эту должность.

Как говорится в таких случаях, долг платежом красен. Когда Арашуковы хотят «блеснуть» перед своими гостями, то из аэропорта Минеральные воды их сопровождают машины с мигалками, как это было, например, в день рождения Арашукова-старшего 18 января этого года. В тот день прилетевших из Москвы на празднование 59-летия «газового короля» от трапа самолета в Хабезский район сопровождали автомобили патрульной службы МВД РФ (BMW А 0002 09 – сотрудник Заур Аргунов и Ford 9999 09 – сотрудник Вадим Цахилов).

А прошлой осенью следователи республиканского МВД саботировали расследование по факту избиения Рауфом Арашуковым и его охраной депутата горсовета столицы республики Руслана Карданова. Этот случай произошел прямо возле здания МВД республики, причем подчиненные Ансара Боташева, по словам очевидцев, вышли из ворот и спокойно наблюдали за нападением на городского депутата.

Удивительно, что министр МВД республики Игорь Трифонов также не настоял на расследовании этого, мягко говоря, происшествия, за сходное с которым футболисты сборной России Кокорин и Мамаев, например, сейчас находятся в изоляторе Бутырки. Неужели прибывшего сюда с Урала генерал-майора так легко подмяли под себя местные кланы?

Пользуясь вседозволенностью, в настоящее время заместитель Трифонова — Ансар Боташев — активно использует возможности своей высокой должности для того, чтобы поставить в Управление по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов КЧР своего человека. Он, похоже, принуждал уволиться предыдущего начальника Сергея Савенко. Тот сопротивлялся и ему стали «шить дело». Борьба идет принципиальная. Боташева, видимо, интересует вырубка леса в заповедной зоне. Это нанесет непоправимый вред заповеднику, что отлично понимает Савенко. Но клан интересуют, судя по всему, только деньги, и он не останавливается ни перед чем на пути к цели.

Боташевы пока не подверглись чистке, как клан Арашуковых. Ансар Боташев сохраняет пост начальника полиции МВД республики и, видимо, служит прикрытием для своего клана. Однако внешне спокойная ситуация вовсе не означает, что Боташевы неуязвимы. Напомним, что Рауль Арашуков, отец сенатора Рауфа Арашукова, с помпой отпраздновал свой день рождения в дорогом СПА-отеле, рассказывал гостям, что со всеми договорился и правоохранительные органы его тревожить не будут. Но, как говорится, недолго музыка играла. Через небольшой промежуток времени после торжества СКР нанес удар по клану Арашуковых. Может, и Боташевым еще рано открывать шампанское…