Почему гималайского медведя вычеркнули из Красной книги?

Гималайский медведь остался без защиты Красной книги, а вместе с ним еще 11 видов животных. Чиновники Минприроды не признали их редкими и оставили в статусе спорных. О том, что они не вошли в новую редакцию Красной книги, Business FM рассказали в самом природоохранном ведомстве.

Подчеркнем еще раз: документ отправлен в Министерство юстиции.

Ранее экологи и ученые РАН возмутились тем, что редкие виды животных забыли внести в список защищенных. При этом Министерство природных ресурсов и экологии ссылается на экспертную комиссию по редким видам, которая практически единогласно оставила в статусе «спорных», в частности, северного оленя, кавказскую серну, сибирского горного козла. Николай Гудков, руководитель пресс-службы Минприроды:

«На внесенные в Красную книгу виды нельзя охотиться. Подход к формированию ее списка, скажем, такой — с пристрастием. В Красной книге должны быть виды, которые находятся в сложной ситуации, популяция которых испытывает какое-то давление, сокращается и так далее. Работа над книгой велась специалистами в основном Российской академии наук. Если мы говорим о группе млекопитающих, то возглавляет глава Института Северцова. Никакого волюнтаризма при принятии решений нет. По большому счету министерство предоставляет площадку для экспертов, научных специалистов, которые, анализируя информацию, в том числе и в спорах принимают решение. У нас есть целый набор видов, по которым консенсус между участниками и экспертами рабочих групп и комиссии в целом мы не нашли».

Странно, почему Минприроды ссылается на ученых РАН. Они как раз дали отрицательное заключение по новой редакции Красной книги. Во всяком случае, именно по тому документу, который предоставило ученым природоохранное ведомство, говорит сотрудник центра кольцевания Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН Софья Розенфельд:

«Список был направлен на согласование в академию наук. Насколько мне известно, последний проект заключения академии на этот список был отрицательный, потому что они так это готовили быстро, стараясь в Год экологии медали себе на шею-то повесить, что половину видов просто забыли. А основная дискуссия разворачивается на тему тех видов, которые затрагивают интересы коммерческих охотников, я подчеркиваю, коммерческих, бизнес-охотников. Я как ученый могу сказать, мы долго и годами бились за эти виды. С ними — катастрофа. Но, естественно, Минприроды сейчас, я нисколько в этом не сомневаюсь, примет тот список, который нас не устраивает, откуда выкинуты все эти виды, нуждающиеся в охране. Нисколько я не сомневаюсь, что все наши требования — ученых, общественности и так далее — Минприроды пропускает мимо ушей, потому что у них какие-то связи с великими какими-то людьми из элиты, которые занимаются коммерческой охотой. Все спорные виды — это не беспозвоночные, это не растения, это не амфибии, рептилии, это только объекты охоты».

Возможно, животные остались за бортом Красной книги из-за того, что в комиссию Минприроды вошли в том числе и представители Росохотрыболовсоюза, считает директор по программам «Гринпис России», кандидат технических наук Иван Блоков:

«Обсуждения продолжаются уже второй год. При этом нам ни разу не удалось получить из Министерства природных ресурсов информацию о научном обосновании исключения того или иного вида. Причем если орнитологи более-менее разумно давали обоснование по включению видов, то по млекопитающим проблемы были очень большие, и по непонятным для нас причинам зампредседателя президиума или замруководителя президиума комиссии по Красной книге были назначены представители Росохотрыболовсоюза. Это немножко странно, было бы логично тогда либо и тех и других, то есть и природоохранных, и охотников; или лучше ни тех и ни других, чтобы занимались Красной книгой просто ученые. Это было бы самое оптимальное. К сожалению, по составу комиссии далеко это вопрос не только об ученых, но и о практиках, в том числе с охотничьей стороны».

Ранее в интервью ТАСС глава Минприроды Сергей Донской заявлял, что при работе над новым изданием федеральной Красной книги стояла задача, чтобы список видов животных не вызывал бы сомнений ни у кого из членов комиссии.

Изначально на этапе обсуждения новой редакции Красной книги, по словам министра, к спорным относили около 20 видов.

Источники: https://www.bfm.ru/news/373767, https://newizv.ru/news/society/18-12-2017/k-ubiystvu-gotovy-ohotnichie-lobbi-ubralo-iz-krasnoy-knigi-rossii-vymirayuschih-zhivotnyh