В настоящий момент лидер Тамбовской ОПГ Владимир Барсуков (Кумарин) проходит по делу об организации преступного сообщества и мошенничестве. Ранее, с учетом других судимостей, его уже приговорили к 23 годам строгого режима. С недавних пор он отбывает наказание в Следственном изоляторе на Шпалерной улице в Петербурге.
Тем не менее, срок этот может быть увеличен за счет вынесения обвинительного вердикта по факту создания Кумариным организованной преступной группы. Однако не все так просто: Генеральная прокуратура страны и Куйбышевский районный суд города не могут прийти к единому мнению относительно сроков и места «появления на свет» Тамбовской ОПГ. В то время как Генпрокуратура настаивает на том, что произошло это не позднее марта 2005 года, судебная инстанция уверена в том, что на этот момент преступники уже вовсю занимались рэкетом, рейдерскими захватами и совершали убийства.
Пока СМИ размышляют о том, смогут ли договориться по обвинению Генпрокуратура и Куйбышевский суд до истечения срока давности (который истекает в 2020 году – примеч. ред.), популярное в Северной столице издание «Фонтанка», владельцы которого хорошо знакомы с преступным миром города, строит свои версии появления «тамбовцев».
Так, вчера газета дала ответ на вопрос, по которому упорно спорят прокуратура и суд.
Что интересно, в качестве эксперта, который рассказал о сроках создания Тамбовской ОПГ, журналисты «Фонтанки» обратились к заместителю главного редактора издания (и совладельцу медиахолдинга «АЖУР» — примеч. ред.) Евгению Вышенкову, «признанному знатоку ленинградских 1980-х и петербургских 1990-х» поскольку он сам отбывал тюремный срок за рэкет и вымогательство.
По словам бывшего преступника, ныне занимающего солидный пост в популярном петербургском СМИ, термин «тамбовские» впервые было произнесен в конце восьмидесятых:
«Впервые слово «тамбовские» было произнесено в середине декабря 1988 года. Вечер, ресторан «Паланга» на Ленинском проспекте. В нем сидели друзья Малышева (Александра Малышева, лидера Малышевской ОПГ – примеч. ред.), и они услышали. После той встречи преступная субкультура города была поделена на тех и этих» — сообщил Евгений Вышенков
Вероятно, о таких подробностях заместитель главреда «Фонтанки» мог знать, поскольку наряду с генеральным директором издания и «АЖУРом» Андреем Константиновым (Бакониным) они вращались в криминальных кругах Северной столицы. Неспроста именно на фоне своих тесных связей с криминальными авторитетами оба – Вышенков и Константинов – сделали себе карьеру писателей и владельцев интернет-СМИ, вокруг которого до сих пор не могут утихнуть подозрения в причастности к коррупции. Первый написал резонансную книгу «Крыша. Устная история рэкета», в котором много внимания уделялось как раз «тамбовским» и лично Владимиру Барсукову (Кумарину). Второй известен серией книг «Бандитский Петербург», одну из глав которой, кстати, писал со слов лидера вышеназванной ОПГ.
Более того, на связи Вышенкова и Константинова с лидером «тамбовцев» Кумариным и криминальной тусовкой девяностых указывают и другие признаки. Судя по данным отдельных СМИ, медиа-империя «АЖУРа» (куда входит «Фонтанка», 47news, «город 812» и другие издания – примеч. ред.), являясь формально независимой, опиралась на поддержку Кума – «ночного губернатора Санкт-Петербурга». И поддержка эта касалась не только содействия в написании книг.
Так, Андрей Константинов не скрывает, что вместе с Кумариным, с которым он познакомился в 1996 или 1997 году, ему удалось поймать «киллера Малыша». Более того, владелец АЖУРа регулярно созванивался с криминальным авторитетом и неоднократно получал от него подарки: от игрушечного джипа до элитных наручных часов Breguet за 40 тысяч долларов. Достаточно наглядные примеры того, насколько близкие отношения были между Константиновым и «Кумом».
С давних пор «Кум» знаком и с Вышенковым: так, Кумарин поручил замглавреду «Фонтанки» изготовить телевизионную рекламу для Петербургской топливной компании (ПТК), которая даже по меркам «богатой» Северной столицы казалась роскошью.
Сотрудничество с Владимиром Барсуковым (Кумариным) у владельцев «Фонтанки» распространилось и на создание кинолент. Так, все в тех же нулевых, когда стали появляться сообщения о связях Константинова и Вышенкова с лидером «тамбовских», на свет родился фильм «Свой-Чужой» по одноименной книге АЖУРовцев. Что интересно, главный герой «списан» с Кумарина, о чем неоднократно намекали газеты города, однако на критику в свой адрес владельцы «Фонтанки» закрывали глаза, вероятно, потому, что не могли лишиться столь авторитетного партнера в лице криминального авторитета.
Сейчас же, когда против Барсукова (Кумарина) могут возбудить новое уголовное дело, владельцы популярной газеты, видимо, очень ему сочувствуют и вспоминают светлые времена, когда совместными усилиями управляли городом. Вероятно, именно по этой причине бывший рэкетир и замглавред «Фонтанки» называет себя «новым ночным губернатором Петербурга», отдавая дань памяти лидеру «тамбовцев». Аналогичное отношение к Кумарину и у Константинова, которого старые друзья из 90-ых называют «медиатором, способным свести всех со всеми», в том числе, и с известным в то время «тамбовским» бандитом.
По всей видимости, «лихие девяностые», о которых с такой ностальгией вспоминают руководители «Фонтанки», закончились в России, но продолжаются в редакции петербургской газеты. Именно поэтому, конечно, к владельцам издания запросто можно обратиться за экспертным мнением относительно перипетий в криминальном мире. Только вот в этот момент, наверное, все же стоит учесть, что тот же Константинов и Вышенков, вероятно, до сих пор являются частью того самого «бандитского Петербурга», а потому объективность, которая должна быть присуща им как журналистам, может быть сведена к нулю.