Деньги на ветер? Кто и как зарабатывает миллиарды на охране школ

В Москве около 1,5 тыс. государственных и частных школ, для которых действуют единые нормативы безопасности. Последний раз Департамент образования Москвы проводил конкурс на право оказания охранных услуг в школах в 2015 году.

Контракты с общим бюджетом в более чем 14 млрд рублей (или около 5 млрд рублей в год) были рассчитаны на исполнение в течение трёх лет — с 2016 по 2018 год.

Контракты разбиты по административным округам и районам Москвы и в свою очередь состоят из лотов, поэтому в одном округе были два-три разных исполнителя. Лоты — крупные. Каждый заказ «тянет» на 400–600 млн рублей.

Осенью 2015 года все контракты на охрану столичных школ выиграли 27 частных охранных предприятий. Некоторые из них стали победителями сразу в двух-трёх округах Москвы. Например, большие заказы получили частная охранная организация «Евро-Альянс» и ЧОП «Щит».

Примечательно, что все ЧОПы, обслуживающие школы Москвы, являются членами профильной Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности». Фактически под вывеской Ассоциации собрался пул из 47 ЧОПов, которые забирают практически все крупные контракты на охрану образовательных учреждений города.

Ассоциация особо не скрывает, что лоббирует интересы своих членов в столичной мэрии.

Представители ЧОПов, входящих в ассоциацию «Школа без опасности», занимающиеся охраной столичных школ, на условиях анонимности признавались Лайфу, что эта сфера охранного бизнеса является привлекательной и прибыльной.

— Сейчас в Москве охранник в школе получает в среднем от 25 до 30 тысяч рублей при графике сутки-трое. В школы обычно отправляем приезжих из центральных областей России, — признаётся Лайфу один из владельцев ЧОПа.

По его словам, главная проблема — найти не пьющего и не судимого. Кандидата обучают на курсах, где он получает третий-четвёртый разряд.

— После прослушивания краткого курса антитеррористической безопасности охранник отправляется в школу, — рассказывает чоповец. — Главное, чтобы охранник был трезвым, умел пользоваться рацией, системой видеонаблюдения и в нужный момент сообщил об опасности по рации и нажал тревожную кнопку — связь с полицией.

А больше он и сделать ничего не сможет. Закон запрещает вооружать охрану в школах.

В ЧОПах, входящих в ассоциацию «Школа без опасности», не скрывают, что над самими охранниками в школах нужен контроль, чтобы не нарваться на штрафные санкции по контрактам с Департаментом образования Москвы.

— Если проверяющие из Ассоциации застали охранника спящим или нетрезвым на объекте, это закончится увольнением охранника, а если это заметит администрация школы или инспектор Росгвардии — это уже может закончиться и «волчьим билетом» для самого ЧОПа, — утверждает собеседник Лайфа. — А терять хоть и сложные, но гарантированные от государства деньги очень не хочется.

Работающие с столичными школами чоповцы рассказывают, что деньги по контрактам тратятся на круглосуточное содержание групп немедленного реагирования из четырёх-восьми бойцов, вооружённых служебным боевым оружием ИЖ-71, экипированных в бронежилеты и имеющих специальную подготовку охранника шестого разряда. А его труд стоит уже около 60 тысяч рублей в месяц.

Лайф направил вопросы главе Департамента образования Москвы Иосифу Калине о том, почему контракты на охрану школ были заключены только с ЧОПами, входящими в Ассоциацию «Школа без опасности» и нет ли в этом нарушения антимонопольного и другого законодательства. Однако вопросы остались без ответа.

Эксперты считают, что в такой дружбе охранников и чиновников может скрываться коррупционная составляющая.

— Получается, что ЧОПы, не входящие в ассоциацию «Школа без опасности», не могут претендовать на победу, потому что это прописано в законе о саморегулируемых организациях, — говорит председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. — Получается, что те, кто оплатил взносами своё членство в СРО, получают жирные контракты, а те ЧОПы, кто решил оставаться одиночками, оказались отлучены от миллионов.

Ограничение конкуренции и допуска к контрактам других ЧОПов может сказаться на качестве безопасности.

Ежегодно перед новым учебным годом прокуратура Москвы проверяет, как организована антитеррористическая защита и безопасность московских школ. Результаты проверки за 2017 год пока неизвестны, но в предыдущие годы прокуроры регулярно находили множество нарушений.

Например, зачастую частные охранники не знают, какое оборудование есть в школе, где именно оно находится, не представляют себе маршруты эвакуации детей и персонала школ.

В пяти школах Зеленограда и СВАО Москвы кнопки экстренного реагирования размещались не на посту охраны, а в медкабинете или в кабинете директора.

Из года в год прокуроры находят несколько десятков школ, которые забыли заключить договоры на обслуживание тревожных кнопок с местными подразделениями МВД, поэтому на экстренный вызов может никто и не приехать.

Также выясняется, что продолжительность смены некоторых охранников доходит до 24 часов, а значит, они живут прямо в школе.

— Зачастую образовательные учреждения охраняют приезжие охранники без регистрации, трудового договора, с сомнительной профессиональной квалификацией, не требовательные к размерам зарплаты и условиям быта. Многие охранники живут прямо в школах и детсадах, где проводят время в весёлом досуге — употребляют алкоголь, приводят на объекты своих приятелей и женщин, — рассказал Лайфу источник в прокуратуре Москвы.

Источник: https://life.ru/t/расследования/1041133/piat_milliardov_na_vidimost_zashchity_kto_i_kak_okhraniaiet_nashikh_dietiei_v_shkolakh