Роза в яме

Населению Розы не позавидуешь: у них почва уходит из-под ног в буквальном смысле. Земля вместе с фундаментами домов «плывет» в самый большой на территории Европы угольный карьер. Кроме этого, им приходится дышать продуктами горения угля, опасными и едкими газами, которые образуются из-за постоянных «технических пожаров». Как сообщает «Уралинформбюро», протестующие заручились поддержкой Госдумы и Общественной палаты РФ и намерены пикетировать местные власти до тех пор, пока не будет принято удовлетворительного решения в связи с их проблемами. В настоящее время Общественная палата готовит запросы по проверкам Коркинского разреза и деятельности Челябинской угольной компании (ЧУК) вообще: экспертам и некоторым депутатам Госдумы не внушает доверия низкая эффективность программы переселения жителей поселка Роза (2012-2013 годов), а банкротство ЧУК вызывает отдельные подозрения. По-хорошему, поселок Роза уже давно должен быть расселен: этого потребовал еще в 2012 году тогда еще премьер-министр Владимир Путин.

На своей недавней пресс-конференции губернатор области Борис Дубровский, отмечая те или иные достижения и позитивнее начинания в регионе, был вынужден признать, что в экологическом вопросе «сдвинуть что-то в положительную сторону» не удалось. «Что надо делать? Надо наводить порядок в этом вопросе. Надеюсь, нам удастся это сделать, в том числе в плане подготовки к саммиту ШОС. Хочу вам сообщить, что в процессе работы «облетной группы» состояние экологии стало одним из дефектов Челябинска, который не позволяет в текущем моменте принимать мероприятие международного уровня. Вот задача, над которой мы будем работать», — сказал Дубровский. Жители Розы надеются, что теперь и до них дойдет очередь: если не ради рядовых россиян, то уж ради международного реноме города власти, может быть, приступят к рекультивации Коркинского разреза, выстроят на его месте парк или озеро и оставят навсегда в прошлом токсичную гарь с вызывающим рак бензопиреном.

Вероятно, власти были бы рады решить проблему коркинской язвы, которая мучает не только жителей Розы, но и обитателей самого Челябинска, но сумма на рекультивацию разреза требуется огромная: эксперты говорят о 25-30 млрд рублей. Где их взять во время экономической рецессии, не понятно. Логично было бы потребовать большую часть денег от владельцев «Челябинской угольной компании», извлекших из Коркинского разреза угольные миллиарды. Но и тут встают трудноразрешимые вопросы: во-первых, принадлежащая олигарху мирового масштаба и местному депутату Константину Струкову «ЧУК» запустила процедуру банкротства, а, во-вторых, связанные контрактами менеджеры компании пока не желают останавливать производство. Впрочем, банкротства сопровождают компании Константина Струкова постоянно. С них началась его карьера (покупка разоренных фирм «Южуралзолото» и «Челябинскуголь»), ими и продолжается. В шутку прозванный журналистами «вечным банкротом-миллиардером» Струков на волне обсуждений проблем Коркинского разреза попал в рейтинг «бизнесменов-мошенников», составленный блогерами по материалам СМИ.

В федеральных общественных организациях и Госдуме заявляют, что готовы сделать для разрешения вопроса все необходимое, и, если понадобиться, призвать на помощь Генпрокуратуру. Пока идут разбирательства, на дне Коркинской ямы тлеет пять пожаров общей площадью 690 квадратных метров.