Инвесторы не ходят строем

Добро пожаловать, или вход воспрещен

Позволим себе напомнить один эпизод. На Международном инвестиционном форуме в Сочи в 2008 году Вы высоко оценили один из инвестиционных проектов — промышленный кластер по производству строительных материалов в Сунженском районе Ингушетии, разработанный ОАО «Агентство цементной промышленности». Помнится, тогда же Вы дали поручение правительству выделить из инвестиционного фонда порядка 13 млрд. рублей на развитие инженерной инфраструктуры данной промзоны. Уже на форуме в рамках проекта были заключены три контракта: один с Германией и два с американцами.

Авторы проекта промышленного кластера изначально привязали его непосредственно к месторождениям минеральных ресурсов, которые позволят загружать мощности песком, глиной, известняком, желтым мрамором. В составе кластера запланировано развертывание шести производств. Это заводы: ЖБИ, сухих смесей, ячеистого бетона, керамического кирпича, а также предприятие глубокой переработки древесины. Четыре тысячи новых рабочих мест, один миллиард в виде налоговых поступлений в бюджет! Это два значимых показателя, которые достигаются при загрузке проекта.

Инвесторам сказали «Добро пожаловать!» еще в 2007 году, а Ваша поддержка должна была обеспечить им зеленую улицу. Первая продукция ожидалась в конце 2010 года.

Вы сильно удивитесь, узнав, что проект так и не стартовал? Вашего благословения оказалось недостаточно…

Это по версии «какого-то» Forbes Президент РФ Владимир Путин – самый влиятельный человек в мире. В республике есть умы и более вселенского масштаба.

А ведь начиналось все крайне удачно! У инвесторов, кроме поддержки первого лица государства, уже были все правоустанавливающие документы на землю, которую они получили в аренду на 49 лет, лицензии на проведении геологических работ, изыскания, а также соглашение, которое было подписано между правительством Ингушетии и ОАО «Агентство цементной промышленности». А, кроме этого, инвестор заручился поддержкой крупных финансовых институтов, таких как ООО «Дойче банк», и специализированной организации ООН – Международная Организация Экономического Развития – о финансировании проекта в ПОЛНОМ объеме. Ни единой копейки госвложений проект не требует.

Серьезные договоренности авторитетных и влиятельных людей должны были принести этому проекту пусть не оперативное, но гарантированное исполнение. Любой российский регион был бы рад заполучить таких инвесторов. Денег из бюджета не просят, новые высококвалифицированные рабочие места создадут, да еще и налогами порадуют.

Но в Ингушетии мыслят иными категориями целесообразности.

Идея создания проекта промышленного кластера по производству строительных материалов в одночасье исчезла из упоминаний в официальной прессе сразу после того, как в кресле первого лица оказался Юнус-Бек Евкуров. Последнее упоминание — в одном из первых его интервью. На сайте издания «Совершенно секретно» он сообщает, что проект прорабатывается. «Вопрос, что будет с экологией. У нас высокая рождаемость, но и большая детская смертность. Рисковать не хочется, поэтому я поставил задачу проанализировать все плюсы и минусы проекта. Конечно, ради денег можно пойти на какие-то издержки», — отмечал г-н Евкуров.

Анализ затянулся на долгие годы. При этом общеизвестно, что Агентство цементной промышленности намерено выстроить предприятия по лучшим европейским образцам. С этой целью для группы, делегированных общественностью жителей, инициаторы кластера еще летом 2008 года провели ознакомительную поездку в Германию. Здесь, в 20 километрах от Берлина, расположен цементный завод. По той же технологии планируется построить предприятие в Сунже. Они своими глазами увидели, насколько безопасна немецкая технология, как соседствуют корпуса завода и дома горожан. А ведь немецкое отделение известнейшей CEMEX производит 2 миллиона тонн цемента в год. Применяемые здесь технологии по защите окружающей среды превосходят жесточайшие европейские стандарты. Именно поэтому гости с изумлением отмечали – а ботинки-то даже не пылятся!

Экологичность производства планируют поставить во главу угла и создатели строительного кластера в РИ. Высокую оценку проекта дали мэтры строительной индустрии России. Исполнительный директор некоммерческой организации «Союз производителей цемента России» («СОЮЗЦЕМЕНТ») Михаил Киселев, академик, вице-президент РАН, Николай Павлович Лаверов, Виктор Владимирович Семенов, советник министра промышленности и торговли РФ однозначно признали кластер ценным приобретением для республики. Более того, напомним, инвесторы уже вложили в него исключительно свои средства (порядка 5 млн. долларов). Согласитесь, более чем убедительная демонстрация серьезности намерений.

Но республиканским-то чиновникам намек главы Ингушетии гораздо ближе – «экология»! Искать причины «вредности» им велено именно тут! За те шесть лет, что буксует проект, они могли бы уже предоставить инвесторам, да и населению хоть один документ на сей счёт. Но в ответ – тишина! Даже шелеста от перекладывания бумаг не слышно! В январе представителям инвестора удалось передать официальное обращение (№571 от 22.01.14)» с просьбой разъяснить позицию руководства республики – почему нельзя вести данный проект? Ответа нет! Хотя обращение, повторим, официально зарегистрировано.

Вот уже который год Агентство цементной промышленности пытается применить на свой счёт указание федеральных властей — «адресно работать с инвесторами». Тщетно! Ежегодно инвестор уплачивает земельный налог, продляет полученные лицензии и не может начать главное – работу над проектом. Невероятно, но факт: сегодня нет НИ ОДНОГО ОФИЦИАЛЬНОГО ответа от руководства республики, почему промышленный кластер по производству строительных материалов в Сунженском районе не может начать развитие? Каждое действие инвестора встречает тихое, но яростное сопротивление.

Например, как только начинаются изыскательские работы геологов, так территория района объявляется местом проведения контртеррористической операции. Сначала это казалось только совпадением.

Более того, три года назад ОАО «Агентство цементной промышленности» вынуждено было через Арбитражный суд города Москвы доказывать неправомерность действий Федерального агентства по недропользованию. Чиновники вдруг решили, что предприниматели не имеют право на пролонгацию лицензии. Федеральный арбитраж защитил законные интересы бизнеса.

Что же предлагают противники кластера в качестве альтернативы?

На этом, господин Президент, стоит остановиться подробнее…

Имиджевый проект или памятник идиотизму?

1 февраля в Мраморном зале своей администрации глава РИ Юнус-Бек Евкуров огласил своё послание Народному Собранию. Среди многих позитивных тенденций, ему одному известных, он отметил, что в последние годы в республике приняты «нормативные правовые акты, обеспечивающие гарантии инвесторам в реализации бизнес-проектов, создан эффективный механизм предоставления льгот предпринимателям, определены инструменты государственной поддержки бизнеса». Попробуем более детально изучить, какие такие «шоколадные» условия созданы для деловых людей в республике и в какие результаты эта политика воплотилась.

Из открытых источников можно узнать, что в республике сегодня успешно реализуются 13 федеральных целевых программ (для справки: в России четыре десятка подобных программ). Проведена работа по конкурсному отбору начинающих предпринимателей для предоставления субсидий на организацию своего дела. Из 518 заявок, поданных предпринимателями, отобрано 369 бизнес-проектов для финансирования. При этом, не уточняется: а в каком объёме открыто это самое финансирование?

Кстати, увлекательная вещь – чтение официальной хроники республики. Так, на XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013» заключено семь инвестиционных соглашений на общую сумму в 5 млрд. рублей, реализация которых, якобы, позволит создать до 1325 рабочих мест. Запомним эту цифру. То есть каждый проект в среднем заявлен на 20 миллионов долларов. Бритни Спирс как бренд и самый большой бриллиант были оценены в те же суммы. Кому-то подобное сравнение покажется некорректным, но происходящее в республике напоминает именно это – блестящий и шумный фетиш, бессмысленный и бесполезный. Это становится очевидным, когда опять-таки из официальной прессы, узнаешь о том, что на 1-ом Республиканском экономическом форуме с многопрофильной выставкой «Деловая Ингушетия – 2013» были представлены более 70 ведущих предпринимателей из Ингушетии, республик СКФО и других регионов РФ. В качестве итогов проекта упоминается… выпущенный Каталог товаров и услуг, производимых в Ингушетии. Уместные в таком случае реальные показатели заключенных сделок не упоминаются. Вообще!

Вспоминается сакраментальное – «А король-то голый!», когда читаешь о ещё одной инвестиционной находке официальной власти. С большой помпой подаются новости о запуске в ингушском городе Карабулак первой линии элеватора мощностью переработки зерна 1200 тонн в сутки. Глава Ингушетии Евкуров осмотрел всё лично. А поглядеть было на что! Здесь есть два элеватора емкостью хранения 40 тысяч тонн и 1200 тонн, мощные зерноприемные эстакады, огромный мельничный корпус. Координатор проекта — генеральный директор ООО «Сатурн-1» Хусен Булгучев отчитался, что практически все готово для запуска первой линии элеватора. Он уверил: этот объем уже позволяет карабулакскому элеватору считаться крупнейшим в России.

«Это имиджевый проект для республики, необходимо оказать всестороннюю поддержку инвестору», — отметил в свою очередь глава Ингушетии, обращаясь к ответственным чиновникам. Полная проектная мощность – 2400 тонн в сутки. Это позволит ему стать вторым в мире по объемам переработки зерна.

Инвестпроект стоит более 5 миллиардов рублей. Его начали возводить в октябре 2011 года. На этом официальные новости о «стройке века» заканчиваются. И начинается самое интересное.

Имиджевые проекты в бизнесе – это хорошо просчитанные и грамотно выстроенные шаги по укреплению репутации. Но инициаторы постройки мелькомбината – люди с воображением. Они уверены, что караваны многотонных машин с зерном будут ежедневно сначала стекаться к этому центру притяжения мукомольной промышленности России, а потом вагоны с готовым продуктом, отстукивая чечетку победных перемен, локомотивами будут доставляться в ближайшие порты, откуда расходиться по всему Ближнему Востоку через Новороссийский морской порт?!

Чисто теоретически, сделать подобное можно – отчаянно «демпингнуть» и привлечь к себе внимание зерновых трейдеров. Но демпинг и рентабельность — иногда несовместимые понятия. Никто не спорит, что мука, как и хлеб, понятия у нас политические, поэтому внимание высшей республиканской власти к данному объекту очень даже оправдано. Однако стоило бы объяснить населению, что за чисто имиджевый проект расплачиваться будут налогоплательщики – то есть граждане республики. Тем более, что они уже заплатили! Строился объект на заёмные средства под госгарантии. Специалисты, правда, назвали иную, чем официальная, цифру реальных вложений – 3,7 млрд. рублей. А вот куда ушли остальные из проанонсированных 5 млрд. рублей, гадать не стали! Есть в республике свой, теперь, видимо, «главный мельник России» – Хусейн Булгучев (он же Булгаков), чье имя прозвучало в 2013 году в криминальной хронике в связи с присвоением банковских средств. Видимо, в Ингушетии это не грех, поскольку эта же команда с подачи главы республики получила дополнительно еще 347 млн. рублей кредитных ресурсов на запуск проекта.

На мелькомбинат теперь будут водить экскурсии. А почему нет – многоэтажные мельницы поблескивают новизной. Тут чисто и просторно: зерна в таком объеме в регионе отродясь не было. А соседи – кубанцы и ставропольцы кормить новое, чужое, производство не намерены. У них свой отлаженный бизнес и прикуп, причём, давно! Раньше, кстати, работал в Назрани мельничный комбинат, был загружен четко по объемам: 150 тонн в сутки. Это вполне покрывало потребности республики и давало возможность часть продукции экспортировать. Но пришли иные времена, и ингушам приказано держать имидж!

Беда, коль пироги печет сапожник…

…а экономикой рулит бывший десантник. Общий язык найти трудно, ведь инвесторы не умеют ходить в ногу и прыгать с парашютом, хотя адреналина им тоже хватает. По версии журнала Эксперт РА, Ингушетия — третья с конца в рейтинге инвестиционного климата в 2012-2013 годах. «Низкий потенциал — экстремальный риск», — таков вывод экспертов в отношении республики.

Много споров у специалистов вызывают инвестиционные проекты, получающие поддержку на уровне правительства РИ, и как следствие – щедрую поддержку. Среди таковых – строительство животноводческого комплекса (объем вливаний – 800 млн. рублей), разбивка яблоневых садов интенсивного типа на площади 260 гектаров на землях сельхозугодий, создание комплекса по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки, строительство тепличного комбината, сборка 20 тыс. корейских автобусов «Daewoo» в год (55 в день?!) и другие. Идейный вдохновитель (и только ли на идейных началах?) данных мега-планов – бывший вице-премьер РИ, экс-министр экономики Павел Пущин. В Северной Осетии этот господин курировал именно инвестиционную политику. На встрече с представителями ОАО «Агентство цементной промышленности», он признался, что мнение Путина для него – не авторитетно. Стоит ли удивляться, что этот функционер правительства не был заинтересован в развёртывании строительного кластера?!

Надо думать, что и тут эксперты пальцем в небо попали, не замечая победного шествия инвесторов по республике? Официальная республиканская пресса в который раз открывает глаза на происходящее. На промышленно-инвестиционной площадке в городе Карабулаке осуществляется строительство трех заводов, сообщает пресс-служба правительства Ингушетии. И их перечислили поименно: предприятие по производству инновационных энергоэффективных строительных материалов, завод по производству алюминиевых радиаторов отопления и завод по производству сухих строительных смесей. Запланировано создание 1712 рабочих мест.

На базе Ассиновского месторождения валунно-галечниковой смеси должны вырасти сразу два завода инертных материалов. Экономическая выгода в виде налоговых поступлений в республиканский бюджет, по подсчетам специалистов минэкономразвития Ингушетии, составит 10,1 млн. руб. Кроме того, будут созданы 55 рабочих мест, средняя заработная плата работника составит 20-30 тыс. руб. при средней заработной плате в данной отрасли — 13 700 руб.

Но «паркетная пресса», рекламирующая этот проект, умолчала, что в Карабулаке заёмные средства взяли под старый проверенный механизм – госгарантии. Привлекли 2 млрд. рублей. На эти средства, по задумке авторов проекта, должен зажить новой жизнью Карабулакский завод химических реагентов. Пока здесь с большим трудом можно найти крохи от двухмиллиардного пирога. Запустение и ожидание хорошего хозяина, — вот два главных здешних настроения. Здесь же скромный кирпичный заводик и деревообрабатывающий цех. Идет имитация бурной деятельности, констатируют специалисты. Есть фасовочная линия, которая загружается с помощью привезенной цементной смеси турецкого производства. Вот такие вот высокие технологии в ингушском варианте!

И на это убожество кивают, тормозя проект ОАО «Агентство цементной промышленности». Мол, зачем еще, когда уже имеется?! Сегодня есть попытка подменить проект другим, выдать за современное предприятие «ангары вчерашнего дня».

А ларчик, господин президент, открывается просто — территория предприятия де-факто принадлежит главе ингушского кабмина Абубакару Мальсагову. Стоит ли делать ставки на то, что этот проект состоится? – не вопрос! Да и бог с ним – больше проектов полезных и эффективных – богаче Ингушетия. Но принцип отбора приоритетных проектов, нелогичен и просто абсурден! Такое впечатление, что люди, командующие в республиканском министерстве экономики, уверовали в собственные рецепты эффективного бизнеса. А они тут просты – чем ближе к власти, тем живешь сытнее!

19 января в республике с рабочим визитом был министр регионального развития РФ Игорь Слюняев. Как правило, правительственных чиновников в регионах принято удивлять тем, как ловко иноземное слово «инновации» подсажено на российскую почву. В Ингушетии снова шагают своим путем. Слюняева повели на одно из крупнейших предприятий в СКФО – завод по производству минеральной воды «Ачалуки». А куда еще? Ведь уже упоминавшийся завод «по производству инновационных энергоэффективных строительных материалов» только на бумаге и штампует материалы 21 века. Поэтому перед министром решили по привычке лить воду. Тот посмотрел, да и вернул хозяев к реалиям, напомнил им, что бизнес появляется там, где есть соответствующая инфраструктура – дороги, газ, вода, электроснабжение….

А именно все это и заложено в тормозимом уже шесть лет проекте ОАО «Агентство цементной промышленности»!

Нет отката, нет проекта?

… У экспертов, анализирующих особенности соединения двух «И» – инвестиций и Ингушетии, сегодня нет на руках экономически обоснованного заключения по поводу того, почему забуксовал проект строительства кластера ОАО «Цементпром». Есть предположения, что популярная у ряда российских чиновников практика – нет отката, нет проекта, — могла быть применена и на сей раз. И резолюция первого лица государства на проекте, как оказалось, не гарантирует его жизнеспособность.

Знаете ли Вы, господин Президент, как ваше слово отзовется в Ингушетии? Догадываетесь ли об убойной силе республиканской бюрократической машины, которая вот уже который год пытается похоронить под сукном инвестпроект? Кто и как докладывает Вам об исполнении Ваших же поручений? Не кажется ли Вам, что подобные исполнители дискредитируют не только себя, но и Вас?

Вопросов хватает. Поиски ответов сегодня идут на фоне скандала вокруг двух кредитных учреждений — «Русско-ингушский банк» (РИнгкомбанк) и банк «Сунжа». Оба на днях лишились лицензий. Теперь собственных коммерческих банков в Ингушетии не осталось. Центробанк объяснил свои действия тем, что здесь зафиксированы неоднократные нарушения требований, предусмотренных статьей 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Как тут не вспомнить недавнюю историю, которую обнародовал Первый канал. В одном из новостных сюжетов, разыскиваемый по делу о взрыве в Домодедово член северокавказского подполья Ибрагим Торжхоев, заявил: «Так называемый Челиев, чиновник ингушский, в месяц дает миллион долларов, миллион долларов боевикам для того, чтоб на него не нападали», — объявил Торжхоев. А Муса Чилиев в то время возглавлял правительство республики. Сейчас он, по данным осведомленного источника, лоббирует бизнес-интересы ингушской власти в столице.

Естественно, не бескорыстно? Именно он и тогда, и сейчас был и остается ярым противником проекта кластера, по нашей информации, пообещав в приватной беседе «задушить беспокойных предпринимателей». Вполне может получиться, учитывая, что не так давно СМИ, включая центральные, пестрели заголовками о задержании во Владикавказе брата Чилиева с партией героина.

Напомним, что на последнем сочинском форуме еще не реализованные инвестиционные соглашения были оценены в 5 млрд. рублей. Не факт, что эти средства придут в республику. В тоже время почти 8 млрд. рублей за год выведены из реального сектора экономики. И это – факт! Как и факт, что инвесторы, готовые привлечь сюда порядка 22 млрд. рублей сегодня оказались неугодными. По воле узкого круга людей. Очень узкого!

Неужели Майдан ничему не учит? «Человеческий» фактор и законы рыночной экономики несовместимы, — учат студентов профильных вузов. В Ингушетии правила инвестиционной привлекательности, похоже, свои: бизнес здесь все больше ведут по-семейному – тихо, неброско, как для себя. Впрочем, почему как? Для себя! Инвесторы и Ингушетия как параллельные прямые – не пересекаются.

Батыр БОГАТЫРЕВ

Елена СЕВРЮКОВА

Алекс ХИШТЕН