Свиноцид губернатора Гордеева

Обычно говорят, что война и геноцид – это продолжение экономических конфликтов другими средствами. Похоже, эту истину хорошо усвоил губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Иначе трудно объяснить, почему он объявил войну поголовью домашних свиней, а по сути — всем сельским жителям региона. Недовольство силовыми методами властей достигло такого предела, что «полыхнуть» может разом — по всему Черноземью…

Эпидемия, которой не было

Страна медленно, но неуклонно погружается в пучину рецессии. Рынки сбыта, ещё недавно казавшиеся безграничными, съёживаются вместе с доходами населения. Пилить бюджет тоже не получается – впервые за долгие годы он повсеместно принимается с дефицитом. Страшно сказать: с чиновников вдруг начали спрашивать за сделанную работу. Отписки перестают устраивать федеральную власть.

Правоохранительные органы всё смелее арестовывают чиновников средней руки – руководителей департаментов, их заместителей. Однако добраться до главного рассадника коррупции им пока не под силу. Речь идёт о сращивании интересов крупного бизнеса и руководителей высшего звена. В сражении за исчезающие доходы они готовы уничтожать любыми способами любых конкурентов, какими бы мелкими и незначительными те ни были.

Яркий пример коррупционного антигосударственного симбиоза власти и бизнеса сложился в Воронежской области. Там в интересах губернатора Алексея Гордеева и его любимого сына планомерно уничтожают всё поголовье свиней на частных подворьях. Это делается под предлогом того, что в регионе якобы бушует эпидемия африканской чумы свиней.

Так ли это на самом деле? Мы пробовали обращаться за комментариями к официальным лицам, но они словно воды в рот набрали. В лучшем случае переадресовывали в пресс-службу губернатора, в худшем — резко прерывали разговор.

Один собеседник пояснил: «А чему вы удивляетесь? Нам здесь жить и работать. И дело даже не в занимаемом месте, а в распределении бюджета. Когда финансирование твоей организации целиком и полностью зависит от губернатора, поневоле введёшь строгую самоцензуру. Когда утверждают бюджет, тебе могут припомнить любое проявление нелояльности».

Только два человека согласились расказать нам правду на условиях анонимности. Ниже — их компетентные выводы.

Сотрудник ветеринарной инспекции: «Общее мнение: крупные хозяйства убирают конкурентов»

– Вот смотрите: у нас в области примерно три тысячи диких кабанов на территориях общего пользования и в охотхозяйствах. Из них отстрелили 250 голов. Ни у одного африканскую чуму не обнаружили. В южных районах на границе с Ростовской и Волгоградской областью, насколько я знаю, лабораторные исследования заболевания свиней тоже не выявили.

В таких случаях карантина и простого мониторинга надзорных органов было бы достаточно, чтобы держать ситуацию под контролем. С точки зрения эпидемиологической опасности конечно же не было никакого смысла уничтожать поголовье свиней в таком масштабе.

Общее мнение – в регионе убирают конкурентов в интересах бизнеса губернатора и его сына. Они и раньше пытались подмять конкурентов, а сейчас просто воспользовались ситуацией. Им в этом активно помогает руководитель департамента аграрной политики Воронежской области Анатолий Спиваков. К нему, кстати, были претензии у правоохранительных органов: месяца полтора назад его даже задержали сотрудники ФСБ, но почему-то быстро отпустили.

Поверьте: люди на взводе, стоит только кинуть клич и они поднимутся, потому что терять им нечего! У нас не самый богатый регион, многие живут за чертой бедности. Для них домашнее хозяйство – единственный источник дохода. Для них уничтожений свиней означает вопрос выживания: на какие деньги собирать детей в школу, чем питаться зимой?

Эксперт по сельскому хозяйству: «Расследованием должны заняться все! Следственный комитет, прокуратура, ФСБ…»

– Меня удивляют настоятельные требования власти уничтожить свиней в частных подворьях. Всё равно обойти все подворья сразу невозможно, акция растягивается по времени и оставляет шанс для распространения эпидемии. Но эпидемии нет! Если бы чумка была, то от неё должны были бы страдать и крупные свиноводческие хозяйства. Но информации об этом нет, как и нет сведений о том, что там сжигали свиней. Как-то очень выборочно власти исполняют указ губернатора от 9 июня об установлении карантина.

Мне трудно говорить, есть заболевание или нет, потому что эпидемиологи своего веского слова так и не сказали, все громкие заявления исходили от чиновников. Но считаю, раз поголовье полностью сохранили в крупных свинофермах, значит, можно было поберечь благосостояние населения. Люди оказались беззащитны перед произволом властей. У многих разведение свиней было единственным источником дохода. Недавно фильм по воронежскому ТВ показывали про фермеров: многие держали по нескольку десятков голов и жили за счёт этого.

Учитывая катастрофические последствия выборочного уничтожения свиней и рост напряженности в обществе, думаю, этим делом должны заняться правоохранительные органы, по возможности все – следственный комитет, прокуратура, ФСБ. Может быть, мы имеем дело с настоящей диверсией – подброшенной чумкой. Или с информационной диверсией, ставшей прикрытием для решения личных экономических вопросов. Жесточайшая конкуренция на сельскохозяйственном рынке вполне могла кого-то толкнуть на преступление.

«В селе Дьяченково повесился мужчина. У него вывезли более 100 свиней… Животные были здоровы!»

Mетоды, которыми ветеринарные службы исполняли указ губернатора Гордеева о введении карантина, живо напомнили людям о таком понятии как геноцид. Применительно к ситуации слово переделали в «СВИНОЦИД».

Претензий много. Во-первых, «расстрельные команды» не предъявляют никаких ветеринарных документов, подтверждающих наличие свиной чумы. Во-вторых, методы уничтожения применяются самые варварские. Свиней сжигают живьём на глазах у детей, которых в соответствии с политикой государства ограждают от сцен насилия в кино, книгах и компьютерных играх. Какой смысл принимать массу нужных и полезных законов, если региональная власть в Воронеже плюёт на них?

В эпоху интернета люди, пострадавшие от произвола властей, объединились на форуме fermer.ru. Здесь они делились новостями и пытались выработать стратегию борьбы за свою собственность.

«Я нахожусь в Калачеевском районе, так что эта беда и нас не обошла стороной. Началось все с того, что в одном из подворий пало несколько голов. Это произошло на следующий день после того, как местные ветеринары прошли по дворам и сделали прививки от классической чумы. Естественно, хозяева обратились к ним за объяснениями и помощью. На что местные ветеринары позвонили в район, те в течении часа приехали, вскрыли трупы и сказали якобы есть подозрения на АЧС. Затем, сказав, что действуют по инструкции, ударами молотка по голове, оглушили остальных поросят и ОТКРЫТЫМ способом через все село повезли сжигать. Естественно хрюшки, когда их подожгли, оклемались и начали бегать. Картина не для слабонервных!!! Запугивание людей идёт по полной. Где гарантия, что завтра не объявят об эпидемии ящура или птичьего гриппа? Можно сказать с полной уверенностью, что идет геноцид сельских жителей!!!» – привёл ужасные подробности Alexej.

«В Богучарском, Петропаловском и Верхнемамонском районе Воронежской области творится беспредел. Под предлогом чумы уничтожаются поголовья свиней в частных хозяйствах. После укола снотворного свиней складывают в котлован и поджигают. Свиньи приходят в себя, горят живьем. Верхний слой обгорает, снизу копошатся живые свиньи. Их закидывают старыми покрышками, некоторым удается выбраться, и они обгоревшие бегают по полю. Свиньи, которые погибли, лежат на солнцепеке уже несколько суток. Птицы растаскивают мясо по всей округе. Жуткое зрелище! Никакой обработки не проводится, никаких документов не предъявляется. Если бы на самом деле была чума, разве можно так все пускать на самотек? Если есть вирус, то он погибает при 60 градусах. Но жгут здоровых свиней, не разрешая оставить себе на переработку. Людям обещают выплатить компенсацию. За поросят до 49 кг — 2749 рублей, свыше 49 кг — по 59 рублей за кг живого веса. Но поросята не только не взвешиваются, но даже не записываются, в каком дворе сколько отобрано. Может это кому-то выгодно?» — задаёт риторический вопрос Валентина. И сама же отвечает: «Говорят, что наш губернатор строит свинокомплекс в Богучарском районе. А здесь в каждом дворе свиньи, до 50-ти голов держат. Ведь села живут подсобным хозяйством. У людей их активно скупают потребители: ведь хрюшек кормят зерном, а не добавками. А на продукцию свинокомплексов спроса мало. Вот и нужно уничтожить все дворовые хозяйства! Чтобы мы и дети наши питались несъедобным мясом свинокомплексов или мясо закупали за границей».

«Сначала ходят переписывают по дворам у кого сколько хрюшек. После заходят с полицаями, в лучшем случае показывают постановление Гордеева на убой — без подписи и все. Пугают штрафом в 50 тысяч рублей в случае неповиновения. В те дома, куда не впустили, приходят на следующий день с прокурором. Угрозы, запугивания до уголовной ответственности. Люди не могут устоять перед властью и отдают своих животных».

«В Богучарском районе в с. Дьяченково, по сообщениям односельчан, повесился мужчина. У него вывезли более 100 свиней, на которых он брал кредит в полтора миллиона. Животные были здоровы. Они хотели все поголовье в селе уничтожить за один день, но все равно выдохлись и на следующий день до вечера убивали. А у одного мужика в с. Расковка были вьетнамские свиньи, а у них шкура прочная, иглы на шприцах ломались, так они молотками и обухом топора убивали. Всего у нас уничтожили около 2000 голов, на свиноферме 1200 с лишним, остальные — у частников».

«Со времён Великой Отечественной такого не творили… Но тогда это были фашисты!»

– Мы имеем дело с лоббированием интересов крупных свинопромышленников. В итоге свиней в сельской местности просто истребят, – прогнозируют эксперты.

Власти обещают взамен незаконно убитых свиней тысячи новых рабочих мест и компенсации. Но им никто уже не верит. В регионе, который живёт сельским хозяйством, отлично помнят, что губернатор Гордеев десять лет (с 1999 по 2009 год) возглавлял министерство сельского хозяйства России. Поэтому он отлично понимает, что необходимости сжигать свиней не было. Что это означает финансовый и жизненный крах для мелких фермерских хозяйств. Что деревни в Воронежской области продолжат умирать ускоренными темпами.

При этом, развернув «свиноцид», Гордеев на полную катушку использует старые связи, чтобы прикрыть свои темные дела.

«На территории Воронежской области сложилась сложная ситуация в связи с возникновением и распространением вируса АЧС. Первый очаг был зарегистрирован 07.06.2013 в с. Красногоровка, Богучарского района. Далее заболевание распространилась на территорию Петропавловского района. Всего на территории двух районов очаги АЧС зарегистрированы в 23 населенных пунктах. В связи с тем, что очаги АЧС возникли практически одновременно на территории двух районов, было принято решение об отчуждении свинопоголовья на всей территории Богучарского и Петропавловского районов в целях недопущения дальнейшего распространения вируса. К 21 июня 2013 года все свинопоголовье на территории Богучарского района было отчуждено и уничтожено в количестве 6402 голов в 50 населенных пунктах», – таким официальным заявлением в лучших традициях агитпропа прикрыли Гордеева его бывшие коллеги из Минсельхоза.

Для воронежских деревень эти слова прозвучали сродни сводкам Совинформбюро. «Тяжело было свыкнуться с мыслью, что ты стал врагом, которого надо уничтожить. Дожили! Со времён Великой Отечественной, наверное, такого не творили у нас. Но тогда это были фашисты…» – с горечью жаловался один из разорённых фермеров.

Прибыль свинокомплексов осядет в офшорах

Между тем, эксперты уже прогнозируют замедление роста экономики в Воронежской области. Если ещё в прошлом году статистика фиксировала темпы роста поголовья свиней в 32 процента, то сейчас, по самым осторожным оценкам, на восстановление истреблённого поголовья свиней может потребоваться до десяти лет.

Это нисколько не смущает губернатора. На официальном портале органов власти утверждается, что по состоянию на 1 августа 2013 года поголовье свиней в области составило 596,2 тыс. голов (104 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года). Либо это наглая ложь, либо доказательство невиданного роста поголовья крупных свиноферм на фоне истребления животных на селе.

В документе за подписью замруководителя департамента аграрной политики Лахова прямо говорится, что за неделю в области вырезается по 4 тысячи свиней. «В подворьях убывает — значит, на свинофермах сына губернатора прибывает!» — делают логичный вывод фермеры.

В среднем по стране частники выращивают 25 процентов от всего свиного поголовья. В Белгородской области свиней в деревнях практически не осталось. Та же участь скоро постигнет Волгоградскую область. Аналогичным образом действуют чиновники-свинопромышленники в Воронежской области. Когда огромные комплексы-монополисты приходят в регион, они убивают абсолютно всех конкурентов – и крестьян, и фермеров, и бывшие колхозы.

Аналитики обращают внимание на тот факт, что чиновники не могут прямо оформить права собственности на контролируемые ими бизнесы. Приходится пользоваться обходными путями — через оффшоры. Таким образом, рост прибыли гигантских свиноводческих хозяйств на благосостоянии региона никак не скажется: деньги, скорее всего, утекут на счета заграничных банков.

Предотвратить разорение сёл, оказавшихся под таким прессом бизнеса и чиновников, нигде не удалось. У воронежских крестьян осталась только одна надежда на федеральную власть, которая напомнит зарвавшемуся губернатору, что государственные интересы никак не должны пересекаться с его личным карманом.