Авиакатастрофа. Трагедия и наследие

Технологии, разумеется, не стоят на месте и, тем не менее, самолетостроение шагнуло вперед не так уж далеко за последние тридцать лет. Вот и востребованы до сих пор детали в массовом порядке изготовленные еще в СССР. А каких деталей не хватает, некоторые специалисты утверждают об успешной замене отечественной продукции образцами из Китая.

В советское время Куйбышевская (сегодня Самарская) область была буквально нашпигована предприятиями аэрокосмической отрасли, часть из которых были успешно приватизированы в 90-е годы. Продукция некоторых из них востребована и сегодня.

Совершенно случайно в марте этого года я обратил внимание на одно малозаметное ОАО «Агрегат».

Мой интерес к предприятию подогрел тот факт,что на данном заводе, по информации с сайта ОАО «Агрегат»: http://www.agregat63.ru производят приличное количество деталей для нашей авиации:

ТУ-160 — 90 наименований;

ТУ-204, ТУ-214 — 78 наименований;

ТУ-334 — 52 наименования;

ИЛ-96-300 — 54 наименования;

БЕ-200 — 40 наименований;

СУ-27 — 54 наименования.

Согласитесь, частые падения отечественных самолетов заставят любого проявить внимание к качеству производимых деталей.

К тому же номенклатура маленького «Агрегата» (а по занимаемой площади это предприятие уступает любому железобетонному заводу) удивительным образом совпадает с номенклатурой гигантского, расположившегося по соседству, завода «Гидроавтоматика»: http://www.gidroavtomatika.ru/

Спрашивается, а зачем в одном городе, на одной улице размещать два предприятия, производящие 700 одинаковых наименований агрегатов бортовых систем»?

К тому же с февраля месяца управлять этим стратегическим заводом пришел молодой парень в возрасте 28 лет Дмитрий Камышников.

Так получилось, что завод ему достался вместе с акциями в наследство от трагически погибшего отца.

Ранее Дмитрий не был замечен в усердии к точным наукам, напротив, на его странице «Вконтакте» можно было без труда найти фотографии авторадара, где он мчится с многократным превышением скорости на своем любимом Порше.

С тех пор мне удалось провести много бесед с работниками данной компании. И когда речь заходила о профессиональных качествах Дмитрия, реакция у всех была одинаковой – многозначительная улыбка, переходящая в откровенный скепсис. Кое-кто даже дарил ему книги об авиастроении, в надежде пробудить хоть какой-то интерес к производству.

Недолго думая, я подал ряд заявлений в компетентные органы, с просьбой провести проверку данного предприятия на предмет соответствия занимающих должностей и качества производимой продукции. Признаться, меня как пользователя услуг авиаперевозчиков сильно смущала одна деталь – отсутствие у Дмитрия необходимой группы допуска.

В результате проверок стали всплывать очень интересные факты. По имеющейся у меня информации, следователями СК РФ по Самарской области обнаружен склад контрафактных запчастей предположительно «Агрегата», и возбуждено уголовное дело № 201307096. Первого августа 2013 года были задержаны пять руководящих сотрудников самарского предприятия, включая уже упоминавшегося главу ОАО, его заместителя, а так же финансового директора. Практически все заинтересованные лица разом стали сотрудничать со следствием и давать показания.

Так, финансовый директор Мартынова дала много информации для размышления следователям, в результате помаленьку стала проявляться цепочка поставок контрафактных деталей, а также началась работа по сверке мест поставок контрафактной продукции и возможных авиакатастроф. Сотрудница фирмы дала исчерпывающие показания о том, что схема подделки запчастей существует с 2005 года, является разветвленным хорошо отлаженным механизмом, включающим в себя авиаремонтные заводы в Кирове, Комсомольске на Амуре, Казани, Хабаровске, Воронеже и других городах. Выяснилось, что запчасти устанавливались как на гражданские лайнеры, так и на военные машины находящиеся на боевых дежурствах.

К сожалению, судя по начавшемуся давлению на следователей, странную позицию заняли представители Гособоронзаказа и ряд высокопоставленных силовиков Самарской Области. Например, подозрительную активность проявляют и.о. руководителя СУ СКР по Самарской области, прокурор Самарской прокуратуры по надзору за исполнением законов на режимных объектах и руководство УФСБ РФ по Самарской области.

К чести простых работников Агрегата могу сказать, что линейные менеджеры умело воспользовались ситуаций абсолютной безграмотности своего молодого руководителя и смогли его убедить в переоснащении завода. Чего не было уже много лет.

Сам завод, в силу сохраненных традиций, а оказывается в СССР «Агрегат» был лишь КБ той самой «Гидроавтоматики» и ранее мог делать только опытные образцы, теперь же, с новыми станками завод будет способен приступить к серийному производству деталей.

Сами заводчане не отрицают использование старых деталей. С их слов, это было поставлено на поток. У советских деталей снимались разные уплотнители, ставились новые и приклеивалась свеженькая бирка.

Вот вам и производство.

Очередная история с молодым директором закончилась 14 августа, где на совете акционеров был наконец-то избран новый генеральный директор Борис Немов, который уже тридцать лет отработал на денном предприятии, начиная еще с начальника цеха.

Я ​не буду ставить под сомнение комментарии моих коллег, которые уверены, что кандидатура Дмитрия была лишь временной. Пусть это будет так. Правда, я еще не встречал порядочных директоров, которые самовольно отказываются от власти.

Хочется отметить, что в результате всей шумихи, «Агрегат» вздохнул теперь полной грудью. Очень надеюсь, что данному предприятию удастся довести до конца чистку своих рядов, а также излечиться от «контрафактной зависимости».

И продолжающиеся регулярные проверки силовиков помогут навести порядок на предприятии, а значит, и повысят нашу с вами безопасность авиаперелетов.

Было бы хорошо, если бы темой заинтересовался лично Рогозин, всерьёз занявшийся чисткой изрядно деградировавшей оборонки, ведь каждая контрафактная деталь может обернуться миллиардным ущербом и гибели людей.

Да и Бастрыкину пора спасать порядочных следователей от давления, ибо дело нарисовалось крупное и воздействие, надо думать, со стороны заинтересованных лиц оказывается беспрецедентное, а если дело замнут, то, скорей всего, всё начнётся опять. И закончится новыми авиакатастрофами, которые сейчас есть шанс предотвратить.