Для официальной хроники ростовский предприниматель Рафаэль Самургашев – весьма уважаемый гражданин города, имя которого широко известно и уважаемо не только на Дону, но и в России, и далеко за ее пределами.
Еще бы, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, заслуженный тренер России, воспитавший олимпийского чемпиона, чемпион мира, неоднократный победитель и призер многочисленных соревнований, активный популяризатор спорта и здорового образа жизни, вдохновитель и организатор спортивного движения, стараниями которого строятся новые спортивные комплексы. Этот список можно продолжать до бесконечности, благо есть повод – 28 июля Рафаэлю Вартересовичу исполняется 50 лет. С чем его непременно поздравят в правительстве области и мэрии Ростова-на-Дону. Поздравят и высокопоставленные силовики. И старые друзья из правительства и органов наверняка не ограничатся лишь суховатыми официальными поздравлениями. Ведь многие из них предпочитают не афишировать свою дружбу со столь уважаемым и авторитетным человеком. В чем причина такой «скромности»?
А причина в том, что вторая, бережно укрытая от посторонних глаз сторона жизни Рафаэля Самургашева, похоже, связана с карьерными достижениями в той сфере жизни, которую в цивилизованных обществах принято «поощрять» многолетними тюремными сроками. Для сведущих Раф Самургашев вот уже более 20 лет является вероятным лидером так называемой «борцовской» ОПГ Ростова-на-Дону. И это несмотря на то, что, по неоднократным заявлениям местных силовиков, со всеми крупными ОПГ региона покончено в начале 2000-х.
Однако, похоже, что некоторые из группировок имеют особый статус, позволяющий им спокойно заниматься криминальным бизнесом и обкладывать данью бизнес легальный.
Начинался путь к вершинам с банального рэкета, когда крепко сбитые братки еще в начале 90-х годов терроризировали торговцев старейшего в городе Нахичеванского рынка. В средствах не стеснялись и действовали в духе времени: угрозы, побои, поджоги, пытки и, если нужно, убийства.
За грязную работу в группировке традиционно отвечал и отвечает ближайший друг Самургашева Владимир Поповян, официально также бывший борец, неоднократный призер, предприниматель и т.д. Неофициально – человек исключительной жестокости, склонный к сексуальным излишествам. Благодаря этим его качествам, а также сплоченности, дисциплине и закрытости от посторонних, группировка быстро закалилась в криминальных войнах 90-х, приобрела репутацию «отмороженной» и серьезно потеснила конкурентов. К рынку добавился кинотеатр «Россия», отель «Золотой лев», стадион «Трудовые резервы» и многие другие объекты.
Уже тогда банду крышевал кто-то из местных силовиков или представителей власти. Чем еще можно объяснить то, что милиция «не замечала» деятельность Поповяна, зато старательно зачищала конкурирующие с «борцами» группировки? Но еще более укрепился авторитет группировки после того, как младший брат Рафа Вартерес стал олимпийским чемпионом в Сиднее. В городе появился бронзовый памятник спортсмену, ознаменовавший собой не просто легализацию клана Самургашевых, но и взлет к вершинам местного истеблишмента. Влияние группировки усилилось еще более.
В заявлениях ростовских силовиков об окончательной победе над ОПГ в начале 2000-х есть доля истины – фактически город поделили пополам самургашевские «борцы» и «волки» — группировка другого авторитета от спорта, бывшего боксера Волкова. Остальные банды действительно были раздавлены совместными усилиями спортсменов и силовиков, их крышующих. Примечательно, что Волков также имел связи в местном УВД, но у Самургашева они оказались посолиднее – бывший боксер едва успевает выйти из мест не столь отдаленных, как ему «рисуют» новый срок. Но если бы дело ограничилось только этим – в городе разгорелась настоящая криминальная война за влияние.
Особенно сильный урон понесли «волки» в 2006 г., когда за решетку отправилась почти треть группировки. Возможно, это был акт мести, организованный в ответ на убийство в 2004 г. некоего Саркиса Карапетяна, более известного как «Серж Косой». 45-летнего авторитета, активного члена «борцовской» группировки расстреляли февральской ночью в собственном «Хаммере» в Университетском переулке неподалеку от ресторана «Фотиния», который, кстати, также контролируется Самургашевым. В свою очередь, это демонстративное убийство возможно стало ответом на активные действия «борцов» по захвату рынка такси, который традиционно контролировался «волками».
Собственно говоря, именно вторжение «борцов» в сферу частного извоза и послужило сигналом к началу боевых действий.
Так, 7 апреля 2003 года у кафе «Охотничий клуб» на левом берегу Дона были застрелены «борцы» Александр Солдатов и Василий Клепко (криминальный авторитет по кличке Клепа). Спустя почти два месяца в Новочеркасске у ресторана «Мираж» из автомата расстреляли еще четверых «борцов» в главе с 45-летним Павлом Волчковым (Паша Волчок). Это не могло не привести к эскалации конфликта. Понимая это, «разруливать» ситуацию взялся ныне покойный криминальный авторитет Усоян по кличке Дед Хасан. Но у него ничего не получилось: страсти продолжали бушевать, кровь продолжала литься.
Одним из последних громких дел, связанных с этой войной, стала очередная попытка свести счеты, по счастливой случайности предотвращенная силовиками.
В декабре 2010 года у пятиэтажки на проспекте Стачек был обнаружен автомобиль ВАЗ-2114 с гранатомётом РПГ-26 в салоне. Грозное оружие было снабжено миниатюрной веб-камерой – таким образом киллер мог поджидать жертву, находясь вне зоны видимости случайных свидетелей. Жертвой этого «хай-тека» предположительно должен был стать некий Александр Иванов – лидер «волков» и главный враг Рафаэля Самургашева. За два года до этого его BMW уже расстреливали из автоматов. А всего на Иванова было совершено не менее пяти покушений.
Имели ли «борцы» отношение к установке гранатомета неизвестно – полиция комментирует это событие крайне уклончиво. Но вскоре после произошедшего Самургашев и Поповян предпочли перебраться на океанское побережье, в американский штат Флорида, где прикупили себе по особняку. В последнее время друзья лишь изредка навещают родной город — проконтролировать подчиненных и забрать причитающуюся долю. Тем временем война за влияние в городе продолжается. Явная поддержка со стороны силовиков и представителей власти делает Самургашева неприкасаемым. Его боятся едва ли не больше, чем государство.
Так, свидетели убийства крупного ростовского бизнесмена Василия Седунова, владельца 20 фирм, дружно, в один голос, заявили, что «ничего не видели». Это при том, что Седунов был застрелен во дворе собственного дома в хуторе Калинин в то время, когда отмечал собственный день рождения в кругу родственников и друзей. Убийца выпустил шесть пуль из пистолета Макарова на глазах 40 приглашенных и все равно остался «не замеченным».
Тем временем полицейские продолжают зачищать нежелательных для Рафаэля Самургашева конкурентов, также предпочитая не замечать «борцов». А в апреле в Крыму был задержан убийца Солдатова и Клепикова, которого было решено экстрадировать в Ростов-на-Дону. Наверное, ради такого случая Самургашев с Поповяном даже сделали внеплановую вылазку из своих американских «берлог» и прибыли в родной город, где даже приняли участие в благотворительном футбольном матче. Местные чиновники тогда с неподдельным умилением комментировали благородный порыв ветеранов спорта. Похоже, что в нынешних поздравлениях с 50-летием будут звучать все те же интонации. Ну а вопрос о том, кто же покровительствует Самургашеву и его соратникам в областном правительстве и УВД, а еще, скорее всего, и на московском уровне, так и останется без ответа…