Напомним, что деньги вместе с сейфом были изъяты в сентябре прошлого года в доме улан-удэнского предпринимателя Ильшата Иванова, именуемого также «Садык», и перевезены в качестве «вещественного доказательства» в МВД по Бурятии, которое с этого момента взяло на себя полную ответственность за их сохранность. Впоследствии выяснилось, эти деньги принадлежат не самому Ильшату Иванову, а его супруге Наталье. Несмотря на официальный развод, они живут вместе, воспитывая троих детей и зарабатывая на жизнь бизнесом в сфере грузоперевозок. К слову, за счет доходов от предпринимательства Ильшат Иванов до своего ареста активно поддерживал детский спорт в Бурятии, в частности республиканскую Федерацию дзюдо, вице-президентом которой является, жертвовал на нужды православного прихода.
В марте этого года Верховный суд Бурятии признал незаконным арест имущества Натальи Ивановой. После чего она приехала в республиканское МВД, чтобы забрать деньги вместе с сейфом. Но при осмотре его содержимого обнаружилось исчезновение крупной суммы. По факту кражи возбуждено уголовное дело. Расследование ведет Следственное управление СКР по Бурятии. Но пропавшие миллионы до сих пор не найдены.
Как признал недавно глава МВД по Бурятии Александр Зайченко, сейф с деньгами переносили из одного помещения в другое в связи с ремонтом в здании оперативно-розыскной части, что само по себе является нарушением. Сначала сейф находился в спецхранилище вещественных доказательств, но затем был перенесен в кабинет следователя. Доступ к нему имели только полицейские.
По словам Александра Зайченко, через допросы с использованием полиграфа в Следственном управлении Следственного комитета России по Бурятии уже прошли около 60 сотрудников полиции. Глава МВД по Бурятии заверил, что любой служащий его ведомства, который заинтересует следствие, будет обязан пройти психофизиологическое исследование на «детекторе лжи». Если потребуется, то готов на это и сам республиканский министр внутренних дел.
Однако его заместитель Валерий Калганов от допроса с использованием полиграфа отказался. По сведениям, которые сообщил источник в правоохранительных органах, полковник заявил следователям, что для него «это пустая трата времени».
Между тем, именно Валерий Калганов активно выступал в средствах массовой информации в связи с уголовным делом, возбужденным в отношении Ильшата Иванова. В одном из интервью полковник признал, что незадолго до ареста бизнесмена у них произошел конфликт.
За пару недель до обнаружения пропажи 8 миллионов из сейфа Валерий Калганов ушел в длительный отпуск и уехал за пределы Бурятии. Поэтому следователи не имели возможности допросить его вплоть до минувшей недели.
Руководство МВД по Бурятии пока не комментирует отказ Валерия Калганова от допроса с использованием полиграфа. Однако наш источник в ведомстве высказал следующее мнение: «Возможно, Калганов и непричастен лично к исчезновению крупной суммы денег. Его отказ может быть связан с опасением, что в ходе исследования на полиграфе ему будут заданы неудобные вопросы об обстоятельствах возбуждения и расследования полицией уголовного дела против Иванова, а также об отношениях с потерпевшими по данному делу, которые являются криминальными авторитетами».
Напомним, что Ильшата Иванова обвиняют в вымогательстве крупной суммы денег и дорогих автомобилей. При этом потерпевший по прозвищу «Ринча», на заявлении которого построено обвинение, ранее судим за покушение на убийство и незаконное хранение оружия и боеприпасов. Кроме того, он контролировал теневой рынок нефрита в Бурятии, имел статус «смотрящего за китайцами» в криминальной иерархии региона, активно контактировал с окружением убитого в Москве «вора в законе» Деда Хасана и может быть причастен к целой серии поджогов, вымогательств, разбоев. Но весь этот «букет» почему-то не стал препятствием для заключения с ним досудебного соглашения, которое, возможно, в будущем позволит «Ринче» отделаться условным сроком или вовсе избежать наказания. Разумеется, лишь в том случае, если он будет давать нужные полицейскому следствию показания. Ему даже дают возможность выступать с «разоблачениями» в СМИ!
Напротив, Ильшата Иванова, который является инвалидом второй группы по причине заболеваний, исключающих содержание под стражей, более полугода держали в одиночной камере СИЗО, пока суд не заменил меру пресечения на более гуманную – домашний арест. А после того, как была обнаружена кража 8 миллионов из МВД по Бурятии, транспортное предприятие Натальи Ивановой стало подвергаться интенсивным проверкам со стороны налоговых органов. Ей также пришлось через суд добиваться, чтобы следствие признало ее потерпевшей по делу о краже денег. Буквально на днях, суд обязал следствие сделать это.
На общем фоне этого странного уголовного дела отказ полковника Валерия Калганова от исследования на полиграфе выглядит симптоматично и заставляет задуматься над вопросом: почему заместителя начальника бурятской полиции личное время заботит больше, чем скандальное пятно на репутации всего ведомства?