Спуск яхты на воду, согласно договору, запланирован на 30 июля этого года. Однако на заключительном этапе строительства судна между заказчиками и подрядчиком возник конфликт.
«Тактика шантажа и вымогательства»
Улан-Удэнская судостроительная компания находится под контролем ЗАО «Управляющая компания «УНГА», владельцем и генеральным директором которой является депутат Законодательного Собрания Иркутской области Владимир Дмитриев. Информагентство «Бабр.ру» пишет, что становление его бизнеса «не обошлось без таких словесных оборотов, как «умышленное банкротство», «откаты» и «рейдерский захват». Видимо, у заказчиков дорогой прогулочной яхты возникли серьезные опасения, что эти «обороты» могут проявиться и в их отношениях с г-ном Дмитриевым.
По словам представителя ОАО «Иркутскэнерго», бизнесмен-депутат стал требовать с них возмещения ничем не подтвержденных убытков в сумме 120 млн. рублей. Хотя Улан-Удэнская судостроительная компания сама в долгу перед заказчиками судна на 170 млн. рублей. Были прекращены работы по строительству плавучего дока, без которого яхту невозможно доставить из Улан-Удэ на озеро Байкал и спустить на воду. В марте были остановлены все работы, персонал Улан-Удэнской судостроительной компании отправлен в неоплачиваемый отпуск. Представителей заказчика перестали пускать на территорию предприятия. Эти действия в ОАО «Иркутскэнерго» назвали «тактикой шантажа и вымогательства».
Одновременно началась странная активность подконтрольных Владимиру Дмитриеву, его родственникам и партнерам структур в Арбитражном суде Бурятии. Они все дружно стали судиться с Улан-Удэнской судостроительной компанией, требуя взыскания с нее крупных сумм. Например, ООО «Новый город», которое занимается строительством и эксплуатацией торговых комплексов, растущих, как грибы после дождя, на территории судостроительного завода, предъявило иск на сумму 14 млн. 740 тыс. рублей за аренду здания бывшего заводоуправления. ЧОП «Ястреб» потребовало 10 млн. рублей за охранные услуги. Любопытно, что все три фирмы зарегистрированы по одному и том же адресу: г.Улан-Удэ, ул.Корабельная, 32.
Еще одна фирма – ООО «ИркутскГЕО» — взыскала с Улан-Удэнской судостроительной компании 14 мн. рублей. Здесь тоже налицо удивительное совпадение юридических адресов. ООО «ИркутскГЕО» зарегистрировано там же, где и руководимое г-ном Дмитриевым ЗАО «Управляющая компания «УНГА» и многие другие структуры его бизнес-группы — в Иркутске по ул.Дзержинского, 1.
Всего, по подсчетам ОАО «Иркутскэнерго», за февраль-март этого года Арбитражный суд Бурятии удовлетворил исков к Улан-Удэнской судостроительной компании от аффилированных с г-ном Дмитриевым структур на сумму более 39 млн. рублей. Понятно, что у заказчиков яхты возникло опасение, что по результатам этого междусобойчика в суде может быть инициирована процедура банкротства предприятия, и недостроенная яхта «уплывет» от них навсегда. Ситуация приобрела очертания «кидка» на многие сотни миллионов.
Генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Евгений Федоров вынужден был написать заявление с настоятельной просьбой проверить законность происходящего вокруг Улан-Удэнской судостроительной компании. Заявление поступило в администрацию Президента России, а оттуда с визой Владимира Путина – в МВД РФ. По имеющейся информации, дело находится на контроле у главы ведомства Владимира Колокольцева.
Иркутские полицейские показали Путину и Колокольцеву шиш
Однако указания первых лиц разбились о негласный статус неприкосновенности, который депутат-бизнесмен Владимир Дмитриев имеет у иркутских силовиков. Планировалось, что оперативно-розыскные мероприятия в офисах его бизнес-структур пройдут одновременно в Иркутске и Улан-Удэ. Но иркутские полицейские так и не решились посягнуть на «священную корову», каковой, видимо, считают руководимое г-ном Дмитриевым ЗАО «Управляющая компания «УНГА». Никаких официальных объяснений по этому поводу обнародовано не было. Остается предполагать, что иркутское полицейское начальство работает по принципу: государь (в данном случае – Путин и Колокольцев) далеко, а урядник (Дмитриев) близко.
В Иркутской области предприятиям г-на Дмитриева многое сходит с рук. Пару лет назад оперативники областного ГУВД разрабатывали версию о захвате находящихся в федеральной собственности земель. Предполагалось, что Харанутский угольный разрез, входящий в бизнес-группу г-на Дмитриева, самовольно вышел за границы горного отвода и добывал топливо на землях сельскохозяйственного назначения. Рассматривалась коррупционная составляющая – разрешение на расширение разреза, возможно, было выдано задним числом. Но разобраться до конца в этой истории полицейским так и не дали.
Осталось много вопросов и по поводу хозяйствования ЗАО «Управляющая компания «УНГА» на предприятии «Усольский силикон». Были возбуждены уголовные дела по невыплате заработной платы и злоупотреблениям. Но их спустили на тормозах.
Широкую огласку получил рейдерский «наезд» на иркутского предпринимателя Владимира Наумова, директора инвестиционного фонда «Энергия-Инвест». В беседе с журналистами и в заявлении в правоохранительные органы г-н Наумов сообщил о том, что г-н Дмитриев добивался от него продажи всех активов фонда за сумму в десять раз меньшую их реальной стоимости. Что означало бы прямой ущерб множеству граждан-пайщиков. Никаких правовых последствий в этом случае тоже не наступило.
Союз рейдера и «бизнес-прокурора»
В Бурятии полицейские оказались решительнее иркутских коллег. Или менее коррумпированными? Хотя и в республике, как пишет в своем заявлении генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго», г-н Дмитриев пользуется покровительством целого ряда высокопоставленных должностных лиц.
О земляческой связи владельца ЗАО «Управляющая компания «УНГА» и прокурора Бурятии Валерия Петрова много раз писала региональная и федеральная пресса. Оба – представители одного бурятского клана, их семьи связаны давними узами.
В Бурятии под гнетом уголовных дел г-ну Дмитриеву сдались несколько коммерческих предприятий. Те, кто решился отстаивать свои права и собственность, попали под «каток». Например, с сентября 2011 года закрыт один из крупных торговых центров Улан-Удэ — универмаг «Юбилейный», на который положил глаз Дмитриев. Владельцы предприятия вынуждены со скамьи подсудимых доказывать, что защита от рейдерского захвата — не уголовное преступление, а право и обязанность любого предпринимателя.
— Сначала группа партнеров и родственников г-на Дмитриева купила небольшой пакет акций, затем – потребовали продать за бесценок все предприятие. Получив отказ, возбудили уголовное дело, которое тянется уже более четырех лет, — рассказывает руководитель правозащитной организации «Центр по защите бизнеса и противодействию коррупции в Республике Бурятия», подполковник МВД в отставке Владимир Мигунов. – В рамках этого дела на здание универмага наложили арест. Сначала все – и прокуратура, и МВД Бурятии – заявляли, что это не помешает работе универмага. Но потом все-таки закрыли его, на наш взгляд, в угоду г-ну Дмитриеву, оставив без рабочих мест и заработка сотни представителей малого бизнеса, персонала. Бюджет не досчитывается многих миллионов налогов, пустое здание стоит как символ беспредела, разрушается, идет расхищение имущества…
«Центр по защите бизнеса и противодействию коррупции в Республике Бурятия» направил множество обращений в различные инстанции о рейдерских захватах предприятий и даже федеральной собственности. В открытом письме председателю Законодательного собрания Иркутской области Людмиле Берлиной правозащитники, настаивая на проведении парламентского расследования, подробно описали методы захватов: «Зачастую действия структур, входящих в рейдерскую группировку, носят откровенно криминальный характер. Так, во время силового захвата здания торгового дома «Юбилейный» один из сотрудников частного охранного агентства «Центурион» (ныне — ЧОП «Ястреб», авт.) угрожал пистолетом работнику универмага. Угрозы применения оружия со стороны представителей этого же охранного агентства звучали и при вторжении рейдеров на территорию ОАО «Бурятхлебпром». Тогда «центурионы» заблокировали около сорока работников хлебокомбината (в основном, женщин) в одном из цехов, угрожая начать стрельбу, если люди попробуют выйти. Мы уже не говорим о тех противоправных действиях, которые совершаются в отношении руководителей и собственников предприятий, ставших объектами рейдерских атак, «неустановленными лицами». Здесь и закидывание окон камнями, и уничтожение имущества, и угрозы убийством, расправой над близкими людьми».
Сам Владимир Мигунов в прошлом году подвергся нападению. Отставного подполковника подкараулили рано утром на пути из детского сада, куда он отвел своего сына, и жестоко избили. За несколько дней до инцидента, получившего широкий общественный резонанс, Владимира Мигунова вызывали в руководимую Валерием Петровым прокуратуру Бурятии, где пытались провести с ним «профилактическую беседу». Надо ли говорить, что напавшие на правозащитника преступники и их заказчики до сих пор не найдены?
Общественность Бурятии неоднократно требовала отстранения от должности прокурора Валерия Петрова и проведения независимого расследования его взаимоотношений с г-ном Дмитриевым. Правозащитники, предприниматели, чей скромный бизнес цинично отобрали или разорили, выходили в пикеты с плакатами «Бурятия – свободная зона рейдерства?» и «Бизнес-прокурора – в отставку!». В администрацию Президента России было направлено обращение, под которым поставили свои подписи более 3 тысяч жителей республики. Никакой реакции. Впрочем, это было еще до избрания Владимира Путина главой государства в 2012 году.
Примечательно, что в период подготовки к оперативно-розыскным мероприятиям в Улан-Удэнской судостроительной компании прокурор Бурятии Валерий Петров находился в Москве. Проходил переаттестацию в Генеральной прокуратуре России. Полицейским никто не помешал выполнить поручение президента России и главы МВД РФ. Хотя ранее «неведомая сила» остановила проведение таких же мероприятий по уголовному делу о рейдерском захвате находящегося в федеральной собственности здания. Сотрудников полиции даже заставили извиняться перед родственниками г-на Дмитриева, фирмы которых привлекли их внимание.
По имеющимся сведениям, прокурор Валерий Петров успешно прошел переаттестацию. В генеральной прокуратуре проигнорировали многочисленные жалобы из республики и публикации в СМИ. Чиновник, которого пресса называет «бизнес-прокурором», может остаться в Бурятии на очередной срок. Значит ли это, что и г-н Дмитриев получит карт-бланш еще на несколько лет?
«В Бурятии складываются неблагоприятные условия для развития малого бизнеса, — отмечает лидер республиканского профсоюза работников торговли, общественного питания и малого предпринимательства «Торговое Единство» Фаина Мордвина. – Причина – высокая рейдерская активность, в которую вовлечены высокопоставленные чиновники правоохранительной системы. От этого союза страдают интересы государства и общества. Для оздоровления ситуации необходимо, чтобы в рамках проверки заявления ОАО «Иркутскэнерго» было уделено внимание обращениям местных предпринимателей, правозащитников и нашего профсоюза. Речь идет о защите конституционных прав граждан на свободу экономической деятельности, собственность и труд, восстановлении законности в регионе».