Заключенный или заложник?

В следственном изоляторе Улан-Удэ уже более полугода содержится предприниматель Ильшат Иванов, имеющий вторую бессрочную группу инвалидности и страдающий заболеваниями, которые исключают пребывание под стражей. Вокруг его уголовного дела в региональной прессе развернута масштабная пиар-кампания, напоминающая травлю.

Высокопоставленные полицейские чиновники публично именуют тяжело больного арестанта то «криминальным авторитетом по прозвищу «Садык», а то и вовсе «вором в законе». Ему приписывают то «контроль за нелегальным оборотом нефрита» (поделочного камня, который пользуется большим спросом в Китае), то создание «самой опасной криминальной организации» в Бурятии. Однако в реальности все обстоит далеко не так однозначно, как пытаются преподнести творцы информационной «завесы». Сами же следователи, ведущие уголовное дело Ильшата Иванова, очень быстро признали: никаких обвинений, связанных с нелегальным оборотом нефрита, ему не предъявлено и не предвидится. Более того, уже после его ареста, что, согласитесь, является 100-процентным алиби, были задержаны группировки, незаконно добывающие ценный минерал тоннами. А в отношении руководства Семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» было возбуждено уголовное дело в связи с хищением десятков тонн нефрита! И ни к чему этому так называемый «Садык» ни малейшего отношения не имел, повторимся, по официальной информации Следственного управления МВД России по Бурятии.

Про «вора в законе» тоже не прошло, один полицейский вынужден был опровергнуть голословные заявления другого. И понятно почему: люди этой категории – все наперечет, но про «коронацию» Ильшата Иванова никто из маститых оперативников не слыхивал по той простой причине, что ее никогда не было. И даже судимости у него (чего греха таить, были в туманной юности) давно погашены.

Обвинение в организации преступного сообщества (одно из самых тяжких в Уголовном Кодексе) в отношении Ильшата Иванова отказалась утвердить прокуратура Бурятии. Видимо, за долгие месяцы следствия каких-либо весомых доказательств так и не было собрано и предъявлено надзорному ведомству. Или прокуратура, ознакомившись с материалами уголовного дела, обнаружила в нем существенные процессуальные изъяны. Не случайно же сторона защиты обращалась в суд по поводу незаконного, по ее мнению, продления срока следствия по уголовному делу одного из участников предполагаемой «преступной группы».

Раздвоение должности

По закону, следствие ограничено определенными сроками. Их можно продлевать, но только в строго установленном порядке. Как утверждает сторона защиты, этот порядок и был грубо нарушен. Вот факт – 16 ноября 2012 года постановление о продлении срока предварительного следствия до 28 февраля 2013 года вынес временно исполняющий обязанности начальника Следственной части Следственного управления при МВД по Республике Бурятия Михаил Дружинин.

Заметим, следственная часть – это подразделение в составе следственного управления. А не все следственное управление. Проблема же заключается в том, что принятие решения о продлении срока следствия относится к компетенции начальника следственного управления или его заместителей. По мнению адвокатов, врио начальника СЧ СУ при МВД России по Бурятии превысил свои полномочия. Или его подставили, заставив их превысить?

Суд, впрочем, сразу же отложил рассмотрение жалобы почти на неделю, и после перерыва представители МВД России по Бурятии предъявили должностную инструкцию, согласно которой начальник Следственной части является также и заместителем начальника всего Следственного управления. Любопытно, что врио начальника СЧ У при МВД России по Бурятии Михаил Дружинин был ознакомлен с этой инструкцией 16 ноября 2012 года, то есть в тот самый день, когда и вынес постановление о продлении срока следствия. Что произошло раньше – вопрос открытый, но суд в удовлетворении жалобы зашиты отказал, отказавшись ознакомить адвокатов с инструкцией и даже не приобщив ее к материалам дела. Дескать, это документ для служебного пользования. А адвокаты, что же, из праздного любопытства хотели на него посмотреть?..

Суд не согласился на домашний арест

Совсем недавно другой судья в очередной раз продлил Ильшату Иванову срок содержания под стражей. Но уже не на два месяца, как настаивала сторона обвинения, а на три недели.

— Мы пригласили квалифицированных экспертов-медиков, чтобы объяснить суду: анализы, на основании которых тюремные врачи оценивают состояние г-на Иванова, вообще не применимы к его диагнозу, — рассказывает адвокат Сергей Брянский. – Это, извините, все равно, что делать выводы о том, как протекает, к примеру, гастрит по таблице для проверки зрения у офтальмолога.

В качестве альтернативы содержанию в СИЗО, несовместимому с имеющимися у подследственного предпринимателя заболеваниями, сторона защиты предложила домашний арест.

— Он будет также ограничен в передвижении, в любых внешних контактах, как и в следственном изоляторе, — поясняет Сергей Брянский. – Но бытовые условия будут менее опасны для его жизни, режим содержания более гуманный, появится уверенность в оказании своевременной и квалифицированной медицинской помощи. Для таких случаев законодатель и ввел эту меру пресечения. Интересам следствия это никак не повредит, тем более, что все следственные действия, на мой взгляд, исчерпаны, осталось знакомиться с материалами дела и готовиться доказывать невиновность в суде.

Но суд в изменении меры пресечения Ильшату Иванову отказал. Хотя и просьбу следствия не удовлетворил. А может, для того, чтобы удостоиться домашнего ареста надо украсть миллиарды?

Бандит-разоблачитель?

Между тем, информационная кампания против Ильшата Иванова набирает обороты, наводя на мысль о попытке продавить-таки нужные кому-то решения в суде. Один из республиканских еженедельников даже опубликовал «эксклюзивное интервью бывшего лидера криминальной группировки», который сейчас находится под программой защиты свидетелей и «разоблачает» Ильшата Иванова, называя его «серым кардиналом» местного преступного мира. Понятно, что встреча журналиста с подобным интервьюируемым (если, конечно, это не виртуальная фигура) не могла бы состояться без ведома и прямой заинтересованности полицейского начальства. Хотя эффект, заметим, получился довольно сомнительный – самая натуральная пропаганда криминального образа жизни среди молодежи, чем заниматься полицейским чинам и их приближенным журналистам вовсе не к лицу.

Но вот, например, анонимный собеседник увлеченно рассказывает о «красивой жизни» собственной преступной группировки: «Мы собирали деньги с китайцев…

Шестизначные суммы и даже семизначные. У нас молодежь ездила на леворуких «Лексусах», никто дома не кушал, всегда ели только в кафе и ресторанах…Был период, когда друг за другом начали гореть китайские кафе. Или, допустим, живет он на квартире, а ему в дверь входную гвоздь на 220 забьют и венок похоронный повесят. Ночью, когда стучат, забивая гвоздь, он не открывает от страха дверь. А утром выходит, там венок висит. Вы бы как? Или купил за 5 млн «Мерседес», в кафе зашел поесть, выходит, машина горит…».

На фоне этих откровений упреки в адрес так называемого «Садыка» по поводу того, что у него «одежда от Армани и часы за 700 долларов», выглядят какими-то наивными. Ну, не тянут, согласитесь часы за такую цену на атрибут «серого кардинала» криминального мира всея Бурятии! Скорей уж это образ владельца малого или среднего бизнеса, что и подтверждает сам аноним, вероятно, вопреки воле заказчиков интервью: «Я его (Ильшата Иванова – ред.) знаю с начала 2000-х годов. Он тогда еще ездил на праворукой «Тойоте Карине», не ел в ресторанах и ходил во всем китайском… Интеллектуальный, организованный, очень начитанный. По нему вообще не скажешь, что он криминальный авторитет. У него нет ни одной наколки… Если к нему приезжали с вопросами, с советами, он отнекивался…»

Для всякого, кто хотя бы теоретически знаком с иерархией криминального мира, очевидно: никаких «серых кардиналов» там не бывает. Есть «воры», есть «положенцы», есть «смотрящие»… А «серые кардиналы» — это скорее из области политики и подковерных интриг власть предержащих… Но для того, чтобы втиснуть Ильшата Иванова в образ «Садыка», эту «должность» явно притянули за уши, даже целую схему составили и напечатали в газете. Для пущей убедительности. И все это было бы смешно, если бы тяжело больной человек не сидел полгода в одиночной камере СИЗО…

А был ли «Садык»?

Сложно уйти от вопроса: а существует ли вообще в природе «криминальный авторитет «Садык»? Не придуман ли он для того, чтобы свалить чужие прегрешения перед законом и дать возможность уйти от ответственности тем, кто сегодня «сотрудничает со следствием»?

Или права «Независимая газета», выдвинувшая версию о том, что уголовное дело Ильшата Иванова с громким, но крайне бестолковым шумом вокруг него понадобилось для очередного карьерного рывка команде полицейских — выходцев из Омской области, — занимающих ключевые посты в МВД России по Бурятии? Тем более, что один из самых ярких членов этой команды, заместитель начальника полиции по оперативной работе, полковник Валерий Калганов прямо признался в интервью газете «Информ Полис», что имел конфликт с Ильшатом Ивановым вскоре после переезда в Бурятию: «Я его пригласил побеседовать в Управление уголовного розыска… Вел себя вызывающе и очень уверенно. Он мне сказал: да мы знаем вас, вы приезжие, приехали тут свои дела порешать, денег накосить и вообще вся полиция продажная. Я ему ответил: время покажет… Сейчас он в СИЗО…»

Любопытно, что осенью прошлого года, когда стала раскручиваться пиар-кампания «о самой организованной и опасной группировке», в Интернете появилось следующее сообщение: «Комиссия Совета Европы запретила Валерию Калганову въезд в 27 европейских стран. По данным портала Zasudili.ru, столь жесткая оценка европейских властей связана с громким делом омских предпринимателей Александра Курмелева и Константина Дубоноса. Восемь лет назад их обвинили в том, что они присвоили якобы принадлежавшие другому лицу недостроенные ангар и гараж стоимостью 56 тысяч рублей. Через год выяснилось, что это «лицо» было арендатором, а не владельцем. Дело прекратили.

Однако в 2010 году по инициативе тогдашнего начальника областного угрозыска Валерия Калганова (ныне – замначальника полиции по оперативной работе МВД Бурятии) уголовное дело возобновили. Причем так совпало, что следственные действия возобновились аккурат после того, как бизнесмен Курмелев потребовал от милицейского начальника Калганова вернуть долг в 700 тысяч рублей, который правоохранитель брал на строительство своего загородного дома.

Были задержаны жена Курмелева Ирина Колесова с 4-летней дочкой. Как пишет «Новая Газета», 21 мая 2010 года Колесова повезла дочь в районную поликлинику. Возле дома автомобиль остановили сотрудники ГИБДД и после оформления правонарушения за отсутствие водительского удостоверения отвезли женщину и ребенка (по словам Колесовой, «фактически похитили») в управление уголовного розыска УВД по Омской области.

«Почему в УГРО, а не в автоинспекцию? Как пояснил один из инспекторов, такое указание поступило по телефону от полковника Валерия Калганова. Калганов сказал на суде, что женщину с ребенком в УГРО сотрудники ГИБДД привезли по ошибке. Никто там, по его словам, их не удерживал, а провели они в управлении пять часов, поскольку «девочке там понравилось — она играла и рисовала», — сообщает издание.

Вечером Колесову с дочкой по распоряжению полковника отвезли в отдел милиции № 11, где в течение двух часов продержали за решеткой. Позже девочку забрала родственница, «ей Ирина успела сообщить об их местонахождении до того, как у нее забрали телефон», саму Колесову отпустили только утром. Согласно показаниям сотрудников ОМ № 11 в суде, женщину задержали на 17,5 часов, дочь провела с ней почти семь часов. За это время их ни разу не покормили.

По словам Ирины Колесовой, милиционеры добивались от нее показаний против ее мужа, незадолго до того обвинившего в местном СМИ полковника Валерия Калганова в «организации пыток и фабрикации уголовных дел». Женщина заявила, что сотрудники милиции обещали «забрать все имущество», а ребенка «сдать в детский дом», говорится в публикации «Новой Газеты».

Возможно, кто-нибудь из высокопоставленных полицейских в будущем заявит, что инвалиду второй группы Ильшату Иванову тоже «понравилось» сидеть в СИЗО. Ничего исключать нельзя, опыт-то налицо. Да и не нами, а мудрыми подмечено: на что только не идут люди чтобы снискать лавры, накосить денег или сменить полковничьи погоны на генеральские

Были задержаны жена Курмелева Ирина Колесова с 4-летней дочкой. Как пишет «Новая Газета», 21 мая 2010 года Колесова повезла дочь в районную поликлинику. Возле дома автомобиль остановили сотрудники ГИБДД и после оформления правонарушения за отсутствие водительского удостоверения отвезли женщину и ребенка (по словам Колесовой, «фактически похитили») в управление уголовного розыска УВД по Омской области.

«Почему в УГРО, а не в автоинспекцию? Как пояснил один из инспекторов, такое указание поступило по телефону от полковника Валерия Калганова. Калганов сказал на суде, что женщину с ребенком в УГРО сотрудники ГИБДД привезли по ошибке. Никто там, по его словам, их не удерживал, а провели они в управлении пять часов, поскольку «девочке там понравилось — она играла и рисовала», — сообщает издание.

Вечером Колесову с дочкой по распоряжению полковника отвезли в отдел милиции № 11, где в течение двух часов продержали за решеткой. Позже девочку забрала родственница, «ей Ирина успела сообщить об их местонахождении до того, как у нее забрали телефон», саму Колесову отпустили только утром. Согласно показаниям сотрудников ОМ № 11 в суде, женщину задержали на 17,5 часов, дочь провела с ней почти семь часов. За это время их ни разу не покормили.

По словам Ирины Колесовой, милиционеры добивались от нее показаний против ее мужа, незадолго до того обвинившего в местном СМИ полковника Валерия Калганова в «организации пыток и фабрикации уголовных дел». Женщина заявила, что сотрудники милиции обещали «забрать все имущество», а ребенка «сдать в детский дом», говорится в публикации «Новой Газеты».

Возможно, кто-нибудь из высокопоставленных полицейских в будущем заявит, что инвалиду второй группы Ильшату Иванову тоже «понравилось» сидеть в СИЗО. Ничего исключать нельзя, опыт-то налицо. Да и не нами, а мудрыми подмечено: на что только не идут люди чтобы снискать лавры, накосить денег или сменить полковничьи погоны на генеральские…