Надо отметить, что интервью главы ТоАЗа при всей его эпатажности и скандальности, не смогло найти того живого отклика в сердцах читателей, какой получила удивительная история Грегори Мэттью Бруни – она набрала аж 78000 «лайков», в то время как у русофобской тирады Махлая их всего 16. Примечательно, что в русскоязычном сегменте Интернета истории Махлая и Бруни снискали примерно одинаковую популярность – у обоих по нескольку сотен просмотров в связи с публикацией в The Huffington Post.
Напомним, что в последнее время ОАО «Тольяттиазот» и его руководство находятся под пристальным вниманием российских правоохранительных органов. Менеджмент ТоАЗа давно имеет дурную репутацию – еще в 2005 году тогдашнего владельца и гендиректора завода Владимира Махлая объявили в федеральный розыск по подозрению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. В результате Махлаю пришлось бежать за границу, где он и предпочитает оставаться до сих пор, хотя в 2010 году в связи с либерализацией законодательства дело было прекращено. В 2011 году управление заводом в свои руки взял сын Махлая Сергей, заблаговременно обосновавшийся в США. Как показала практика, он остался верен семейным традициям«корпоративного управления», и за последний год против руководства завода было возбуждено два уголовных дела – по обвинениям в мошенничестве и нарушении прав акционеров. От отца Сергей унаследовал и зарубежного партнера, помогающего через швейцарские офшоры выводить с завода прибыль – Андреаса Циви, сына Феликса Циви, который был старым другом и соратником Владимира Махлая. Не так давно вскрылись еще и факты масштабного вывода этими «семейными подрядами» наиболее ликвидных активов с предприятия, так что новые дела, скорее всего, не за горами.
В такой сложной ситуации ресурсы Махлая-младшего чрезвычайно ограничены. Доказать свою невиновность при наличии веских документальных доказательств совершения преступления практически невозможно. Поэтому из защиты он решил перейти в нападение – он и его представители пытаются раструбить во всех СМИ, которые еще согласны иметь с ними дело, о коррумпированности правоохранительных органов, судов и вообще неправедном и антинародном характере российской власти, дабы перевести чисто уголовные претензии в политическую плоскость.
Понятное дело, при таком раскладе круг СМИ, согласных публиковать едкую критику представителей ТоАЗа в адрес госорганов, стремительно сужается. Дошло до смешного: свое развернутое интервью с глубокими мыслями о судьбах далекой родины Сергею Махлаю пришлось давать американскому блогуThe Huffington Post.
««Тольяттиазот» многократно сталкивался с бюрократией и давлением со стороны правоохранительных органов, когда совершались попытки усложнить нам жизнь и даже захватить предприятие. Как показывает наш опыт, российским чиновникам чуждо ощущение правоты, с пронизавшей их коррупцией невозможно бороться или победить», – посетовал Махлай в своем интервью. Он также выразил сожаление, что «многие высокопрофессиональные люди, такие, как Борис Березовский, вынуждены были покинуть Россию по политическим причинам». Не обошел глава ТоАЗа и широко обсуждаемую в последнее время в российском обществе тему защиты детей. «Решение принять в отношении российских сирот так называемый «антимагнитский» закон Димы Яковлева и вовсе не христианское, у меня оно вызывает внутреннее отторжение. Я много лет живу в США и знаю об искренности помощи, которая предлагалась детям со стороны американцев. У меня много друзей и деловых партнеров по всему миру, все они разделяют мою позицию, что «закон Димы Яковлева» – античеловеческий и антинародный по своей сути. Я могу лишь повторить, что мне стыдно за российскую власть», – распалялся Махлай.