Альфа-самец вершит правосудие в подмосковном Одинцове

Правда, как выясняется, несмотря на свой предпенсионный возраст, он является еще и любвеобильным самцом, в связи с чем периодически наживает неприятности на свою… седую голову.

Впрочем, все неприятности пока гасятся на уровне его прямого начальника – председателя суда Московской области Василия Волошина. Именно к нему стекаются жалобы на подмосковных судей, касающиеся не только непосредственно их профессиональной деятельности, но, зачастую, и их внеслужебных проступков и шалостей. В случае с Пантелеевым, наряду со стандартными, привычными для российских судов и трудно доказуемыми обвинениями в предвзятости и коррумпированности, периодически всплывает экзотическая для России тема сексуальных домогательств.

Первая жалоба на сексуальные домогательства со стороны судьи Пантелеева от одной из сотрудниц Одинцовского городского суда легла на стол Волошина еще несколько лет назад. Делу тогда ход не дали. Сор из избы решили не выносить. Волошин лично, в частном порядке провел «воспитательную работу» с «сексуальным агрессором» из Одинцова. Недавно случился рецидив – история с сексуальными домогательства Пантелеева повторилась. На этот раз другая женщина обвинила его в недвусмысленных навязчивых ухаживаниях. И вновь эти обвинения не были преданы огласке, и никаких дисциплинарных разбирательств, проверок, опровержений и тем более санкций, не последовало.

Социальные психологи утверждают, что в России менее 5% женщин, каким-то официальным образом заявляют о фактах проявления по отношению к ним сексуальных домогательств, то есть, пишут заявления, жалобы, подают иски. Зато, в условиях современной российской действительности такого рода обвинения являются эффективным рычагом воздействия на обвиняемого. Из относительно свежих примеров можно вспомнить предысторию отставки бывшего главы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александра Реймера. Секретарша так же обвинила его в сексуальных домогательствах. Начались они, согласно ее заявлениям, еще в 2009 году. Однако проверки и расследования, а также публичная огласка скандала случились только в начале нынешнего года. Вскоре после этого Реймер был отправлен в отставку.

Не исключено, что жалобы на Пантелеева также могли придержать и использовать для оказания определенного воздействия на председателя Одинцовского городского суда. Ведь, даже если на Пантелеева заявили не 5%, а все 100% потерпевших от его «ухаживаний», двух этих жалоб было бы уже достаточно, чтобы заподозрить в нем сексуального агрессора-рецидивиста, провести официальную проверку и либо вывести его из-под обвинений, либо наказать. В то же время наличие до поры придержанных жалоб Дамокловым мечем висит над судьей и делает его полностью управляемым и зависимым от руководителя, придержавшего жалобы.

Надо сказать, что система подмосковного правосудия – это своего рода корпорация с многомиллиардным оборотом. Случайно ли или – нет, но именно при председательстве Вячеслава Пантелеева Одинцовский горсуд Подмосковья становится именем нарицательным, как Басманный или Хамовнический суды столицы. Целая серия скандальных приговоров заставляет простых местных жителей любыми способами избегать встречи с «правосудием».

На всю Россию городской суд Одинцово прославился в 2010 году, когда в СИЗО умерла Вера Трифонова, обвиняемая в мошенничестве (ее подозревали в попытке продать место в Совете Федерации). Здоровье страдавшей сахарным диабетом, диабетической нефропатией и хронической почечной недостаточностью Трифоновой резко ухудшилось в заключении. Даже прокуратура поддержала ходатайство адвоката об освобождении обвиняемой под залог. Однако судья Ольга Макарова решила оставить ее под стражей. После смерти Веры Трифоновой Ольга Макарова уволилась по собственному желанию.

Другое примечательное решение Одинцовского суда было вынесено в марте 2012 года: рядового водителя приговорили к штрафу в 180 тысяч рублей за столкновение со служебной машиной МВД летом прошлого года. Полицейская BMW ехала по встречной полосе с проблесковым маячком, но без звукового сигнала, в то время как водитель Daewoo Nexia пытался повернуть с главной дороги на второстепенную. Виноватым, понятное дело, суд признал обычного гражданина. Причем водитель о своей вине узнал по телефону – Одинцовский суд вынес приговор без его участия.

В частных разговорах сотрудники Одинцовского горсуда говорят, что сами судьи порой не рады тем решениям, которые вынуждены принимать под давлением председателя. Так, федеральная судья Елене Сакаль, которую жители Одинцова каким только словами не называют на местных интернет-форумах, уже несколько раз была на грани нервного срыва. Наибольшее негодование жителей Одинцова вызвали решения, связанные со сносом домов вдоль Минского шоссе и точечной застройкой. Между тем, как говорят сотрудники суда, Сакаль искренне переживает из-за того, что по указанию председателя суда вынесла несколько неоднозначных решений, за которые ей теперь стыдно. В последнее время Елену Сакаль часто видят на исповеди в Храме.

Видимо, федеральный судья Сакаль оказалась в нижней точке судебной вертикали, выстроенной от Одинцовского суда Мособласти, через Мосгорсуд и вплоть до Верховного суда. Сакаль вынуждена истово замаливать грехи, видимо, совершенные по указанию вышестоящего начальства – председателя суда. Пантелеев, в свою очередь, видимо, мотивирован приближением пенсии и коротким поводком, на котором его держит председатель Мособлсуда Волошин. От Волошина эта неформальная вертикаль тянется прямо в Верховный суд РФ к заместителю председателя Верховного суда РФ, председателю судебной коллегии по гражданским делам Василию Нечаеву.

Нечаев – один из старожилов ВС, он пришел сюда даже раньше нынешнего председателя ВС Вячеслава Лебедева. Как говорят, председатель Мособлсуда является его креатурой. Поговаривают, что именно благодаря Нечаеву Волошин перебрался в Подмосковье из одного из самых коррупционных регионов – Краснодарского края, где возглавлял райсуд в г. Сочи. Поговаривают, что и у Волошина еще с сочинских времен есть свои скелеты в шкафу, известные его старшему товарищу Нечаеву. Сам же г-н Нечаев курирует в ВС одно из самых «ресурсоемких» направлений, возглавляя коллегию по гражданским делам, то есть делам, связанным имущественными отношениями – спорами, конфликтами, переделами собственности и т.п. Василий Нечаев считается одним из главных «решальщиков» в ВС по имущественным делам и переделам. К тому же двое его отпрысков – сын и дочь – продолжают судейскую династию, правда, в арбитражной судебной системе.

Не секрет, что в ВС между судьями есть разделение сфер влияния – кураторство – по регионам. Нечаев курирует Московскую область и фактически определяет политику Мособлсуда. Из всей области именно Одинцовский район является самым «жирным». Во-первых, в силу дороговизны здешней земли, благодаря расположенной здесь Рублевке, во-вторых, в силу, наверное, наибольшей в России концентрации на квадратный метр земли богатейших истцов и ответчиков, проживающих в окрестностях этого самого Рублево-Успенского шоссе.

Возможно, именно поэтому и Одинцовский Московский областной суды за последние пять лет приобрели репутацию коммерческих предприятий. Видимо, по той же причине через эти суды проходит неофициальная вертикаль судебной власти со старейшим «решальщиком» на вершине и вынужденными истово замаливать свои грехи или терпеть приставания начальства рядовыми одинцовскими судьями и сотрудниками этого храма правосудия снизу.

Безнаказанность «оборотней в мантиях» стала уже притчей во языцех. Пролоббированные когда-то динозаврами судебного цеха для самих себя принципы неприкосновенности, иммунитета (, преподносились как необходимое условие независимости судей. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия на то соответствующего компетентного органа (квалификационной коллегии судей в РФ).

Для сравнения: законодательство США, как федеральное, так и отдельных штатов, не предоставляет судьям автоматического иммунитета от уголовного или гражданского преследования. Судья может быть арестован сотрудниками полиции или других правоохранительных структур при наличии соответствующего ордера, либо задержан на месте преступления.

В действительности же в России судейский иммунитет превратили их в касту неприкасаемых, существующих над законом. Эта каста защищает свои корпоративные интересы. И, как показывает судебная практика, ни о какой независимости судей и речи нет. Судьи становятся еще более зависимыми. Главным образом от тех, кто наделяет их иммунитетом – от чиновников и судейского начальства.

И если Россия действительно не хочет оставаться банановой республикой в правовом смысле, то основы статуса судей в Российской Федерации должны быть подвергнуты тщательной ревизии. Избавляться нужно не только от неприкосновенности (читай: безнаказанности) судей, но и от их безграмотности. В частности, юристы давно уже говорят о том, что крайне важно увеличить лет на пятнадцать нижний возрастной порог для судей. Ведь сегодня федеральным судьей можно стать в 25 лет. В этом возрасте для того, чтобы вершить судьбами людей, у молодого человека элементарно нет никакого опыта юридической работы, при явном дефиците просто жизненного опыта. Но, главное, в этом возрасте, в силу все той же неопытности, судье практически нереально быть независимым. Как минимум от начальства. Как максимум – от соблазнов.

В этой связи возникают серьезные вопрос к пожизненному «министру правосудия» председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву. Насколько его устраивает нынешнее состояние дел в отечественном судейском корпусе, существующая здесь круговая порука, создающая самую благоприятную питательную среду для коррупции. Нравится ли г-ну Лебедеву тот факт, что в общественном сознании судьи по степени недоверия и презрения граждан давно уже вытеснили с первой строчки гаишников?