Эх, прокачу!

Управлять троллейбусом – дело непростое. Тут надо быть и электриком, и автомехаником, и асом вождения. Один неловкий маневр — и «рога» могут слететь с проводов. Эту истину водители знают хорошо. И ежедневно оттачивают мастерство в укрощении «рогатого» транспорта на оживленных городских улицах.

Возможность показать свои навыки лучшим специалистам отрасли выпадает раз в два года. С такой периодичностью проходят открытые всероссийские соревнования, на которые приглашаются все желающие. Главное условие – участники должны победить в местных конкурсах.

Культура вождения

Умение ловко крутить баранку — еще не все. Конкурсанты должны показать свои знания технического устройства троллейбуса, основ безопасности движения, правил дорожного движения. Оценивается и культура обслуживания пассажиров.

«Культуру вождения мы определяем просто: слушаем, как водители объявляют о стоимости проезда, штрафах, просят уступить места, предупреждают о забытых вещах», – рассказывает судья конкурса Александр Медведев. В теории водители не подкачали. В первый конкурсный день 26 из 41 участника не допустили ни одной ошибки.

Следующий день был самым зрелищным. За рулем «рогатых» водители огибали препятствия и объезжали канавы на полигоне-трассе.

«Здесь все равны!»

«Осторожно, двери закрываются», — доносится приятный женский голос из динамиков троллейбуса. За рулем – молодая женщина. На соревнования Валентина Гедзюра приехала из Братска. Ее стаж вождения — 10 лет. Мужчины-конкуренты участнице не страшны, ведь дамы давно доказали, что могут управлять электротранспортом не хуже.

«Самое главное, чтобы работали тормоза, и было легким рулевое. Тогда в любой кусочек дороги залезешь», — признается Валентина.

Ее коллега из Ярославля Наталья Мурашкина ловко заводит троллейбус задним ходом в бокс и аккуратно паркуется на остановке в считанных сантиметрах от бордюра.

«Для меня такие маневры – обычное дело, — рассказывает Наталья. – Об этой профессии мечтала с детства. В двадцать четыре села за руль и не жалею. Конечно, всегда нужно быть начеку. У нас ведь сразу две дороги: под колесами и сверху. Нельзя забывать и о пассажирах».

На конкурсе Наталья взяла первое место. Правда, в номинации «Лучшее вождение среди женщин». Среди мужчин главный приз взял Виталий Царев из Ярославля. Он получил медаль и денежную награду в 300 тыс. руб. Приз за укрепление дружбы и сотрудничества и высокий показатель знаний правил дорожного движения получил Евгений Станкевич из Витебска.

Главное — безопасность

«Задачи конкурса не сводятся только к выявлению лучших, — поясняет один из организаторов соревнований, замдиректора по эксплуатации ОАО «Яргорэлектротранс» Иван Замараев. – Наша цель: повышение престижа труда водителей городского пассажирского транспорта, развитие культуры безопасного вождения, распространение опыта работы лучших среди молодых водителей».

Поскольку конкурс решает сразу несколько важных задач в его организации традиционно принимают участие: Минтранс России, федеральное дорожное агентство «Росавтодор», Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта ОАО «НИИАТ», агентство автомобильного транспорта «Росавтотранс», Международная ассоциация предприятий городского электрического транспорта.