Новые результаты антикоррупционной кампании в сфере здравоохранения

Новые факты крупнейшей антикоррупционной кампании свидетельствуют о том, насколько успешно выполняется поручение президента.

Громкий коррупционный скандал по факту троекратно завышенной стоимости при госзакупках компьютерных томографов в ряде регионов, разгоревшийся в конце 2010 года, повлек за собой арест начальника департамента контроля в социальной сфере контрольного управления президента Андрея Воронина[1], директора ФГУП «Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Вадима Можаева, бывшего замминистра здравоохранения Алексея Вилькена, а также руководителя коммерческой структуры Rosslyn Medical Леона Зильбера[2].

Арест столь высокопоставленных чиновников не только не поставил жирную точку в начавшихся по всем регионам (участникам национальной онкопрограммы) проверках, а напротив, продемонстрировал всю серьезность намерений со стороны Президента РФ в отношении борьбы с «циничным и хамским воровством государственных денег». Благодаря бескомпромиссным действиям начальника Контрольного управления главы государства К. А. Чуйченко начавшаяся антикоррупционная кампания набирает все большие обороты.

По сведениям информационно-аналитического журнала «Политическое образование», претендующего на объективную оценку происходящих событий на рынке высокотехнологичного медицинского оборудования, заведено и расследуется новое уголовное дело по факту совершения мошеннических действий при заключении государственного контракта на поставку медицинского ускорительного комплекса для дистанционной радиотерапии (производителя Varian, Inc) в ФМБЦ ФМБА им. А.И. Бурназяна.

Из доступных источников (интернет-сайт госзакупок) стало известно, что 4 июля 2009 г. в ФГУ «ФМБЦ им. А.И. Бурназяна» был объявлен открытый аукцион — «Поставка медицинского оборудования в рамках федеральной программы, направленной на совершенствование организации онкологической помощи населению согласно постановлению Правительства РФ 189 от 03.03.2009 г. для нужд Федерального государственного учреждения «Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна».

Предмет контракта: Медицинский ускорительный комплекс для дистанционной радиотерапии (в комплекте с системой 3-х мерного дозиметрического планирования, информационно-управляющей системой, комплектом дозиметрической аппаратуры).

По сообщениям участников рынка радиотерапевтического оборудования «документация о данном аукционе изначально содержала требования, которые с высокой точностью описывали технические характеристики линейных ускорителей производства Varian». Подобный факт полностью исключал из участия в данном тендерном отборе остальных игроков рынка, что является первым и очевидным серьезным нарушением.

Сайт госзакупок также содержит информацию о том, что начальная цена данного контракта составила 305 млн. руб[3]. Противоречивым является тот факт, что аналогичный комплект, состоящий из линейного ускорителя, оборудования для дозиметрии и планирования, приобретен Тюменским областным онкологическим диспансером всего за 207 млн. руб. Вопрос — по каким причинам на российском рынке высокотехнологичного медицинского оборудования возникла такая существенная ценовая вариабельность остается открытым…

Из анонимных источников правоохранительных органов удалось выяснить, что действительно «в производстве отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления по Северо-Западному Административному округу Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Москве находится уголовное дело 348561, возбужденное 25.10.2010 г. по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, по факту совершения мошеннических действий неустановленными лицами при заключении государственного контракта на поставку медицинского оборудования в ФМБЦ им А.И. Бурназяна».

Выяснился также и тот факт, что закупки по завышенной стоимости медицинского оборудования в ФМБЦ являлись не разовыми, а носили системный характер.

Отдельный интерес в этом деле представляют закупки радиохирургической системы «Кибер Нож»[4] (CyberKnife), который производит американская компания Accuray Inc. Данный аппарат состоит из линейного ускорителя и робота-манипулятора, который обеспечивает перемещение и наведение линейного ускорителя с высокой точностью. На сегодняшний день таких установок в России 2 — одну из них приобрел ФМБЦ им. А.И. Бурназяна в 2009 г. (стоимость контракта составила 426 500 000 руб.) [5], вторая в ГЛПУ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» (ЧОКОД) в 2010 г. (по цене 395 000 000 руб.[6]). Вместе с тем, в открытых источниках (сайт компании Accuray Inc.) доступна информация о закупочных ценах на эти аппараты в США. Например, в 2010 г. установка «Кибер Нож» была закуплена для клиники Mount Carmel St. Anns (США, штат Огайо). Цена составила 6,3 млн. долларов. Более того, на официальном сайте производителя опубликованы итоги второго квартала 2010 г. Так, компания Accuray Inc. декларирует, что во второй четверти текущего года приняла 18 заказов на новые установки «Кибер Нож» общей стоимостью 84,9 млн. долларов. Путем несложных математических подсчетов можно выяснить среднюю отпускную цену на аппарат у производителя, которая составляет 4,7 млн. долларов. Учитывая тот факт, что ни представительство Accuray Inc. в России, ни компании-поставщики не располагают на территории РФ полноценной сервисной службой (на счет которой можно было бы списать определенные инфраструктурные издержки), совершенно не ясно, по каким причинам цена Кибер Ножа в России превышает более чем в 3 раза отпускную цену производителя[7].

Складывающаяся подобным образом картина ценообразования вызывает определенные опасения, и связаны они с тем, что в рамках онкопрограммы 2011 г. ФМБЦ назначен куратором трех региональных диспансеров (Республики Удмуртии, Курской области и Свердловской области). Как известно, в задачи кураторов входит не только методически поддерживать выделенные субъекты РФ, но и давать экспертные рекомендации на предмет организации онкологической службы на местах.

Интересно, какие именно экспертные рекомендации могут дать представители ФМБЦ, действия которых в настоящий момент являются предметом уголовного разбирательства и, возможно, результатом очередного громкого скандала? Каким образом компании-поставщики, интересы которых открыто лоббирует ФМБЦ, смогут объяснить регионам многократное завышение цен? И каких еще громких скандалов нужно ожидать к началу 2012 года?

Эти и многие другие вопросы представители ФМБЦ комментировать отказались. Однако, скорее всего ответы на вопросы будут получены уже совсем скоро.
[1] http://www.interfax-russia.ru/main.asp?id=218556
[2] http://www.rbc.ru/fnews.open/20110303205322.shtml
[3] http://www.gostorgi.ru/2009/7/2009-07-03/7-427698.xml
[4] http://www.thisweeknews.com/live/content/westerville/stories/2010/07/07/hospital-touts-new-6-million-cyberknife.html?sid=104
[5] http://www.rosspending.ru/fk/contract/3240009000231/
[6] Государственный контракт 4/23 от 19.04.2010 г.

Государственный заказчик: ГЛПУ «ЧОКОД»

Подрядчик (Поставщик): ООО «ПЭТ-Технолоджис»

Цена контракта: 395 000 000,00 рублей. или http://www.chelgumr.ru/contracts_table.vm?fromContrDateIn=19.04.2010&toContrDateIn=&fromLastRecDate=&toLastRecDate=&idCustomer=&customer=&grbs=%CC%E8%ED%E7%E4%F0%E0%E2&idGrbs=18&change=&supName=%CF%DD%D2-%D2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E4%E6%E8%F1&supInn=&supKpp=
[7] http://www.accuray.com/PressReleases.aspx?release=3204