Российские экологи добились ничьей в Химкинском лесу

Президент России Дмитрий Медведев в четверг посредствам своего видеоблога заявил, что поручает правительству приостановить строительство трассы Москва — Санкт-Петербург, проходящей через лес в подмосковном городе Химки. Президент наконец-то откликнулся на многочисленные призывы защитников природы, которые не один год ведут борьбу за лес.

Хотя и в этом жесте президента России прослеживается некоторая театральность, ведь именно в четверг к нему обратилась правящая партия «Единая Россия» с просьбой приостановить прокладку магистрали.

Дмитрий Медведев, записавший свое видеообращение на фоне листвы, сказал:

— «Было бы правильно расставить, наконец, все точки над i. С учетом такого количества обращений я решил поручить правительству приостановить реализацию постановления о строительстве автодороги и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения«.

Можно сказать, что правительство прошло проверку на готовность прислушиваться к гражданскому протесту. Но стоит подчеркнуть: Медведев не отменил стройку, а приостановил ее для более тщательного изучения вопроса на самом высоком уровне.

Решение о строительстве платной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург было принято в 2004 году, а активная борьбы против вырубки Химкинского леса, через который она проходит, началась три года назад. Правозащитники неоднократно обращались в правительственные организации и непосредственно к президенту России с просьбой рассмотреть альтернативные возможности строительства, не затрагивающие лес. Активисты регулярно подвергались давлению и нападениям. В мае 2010 года активисты движения в защиту Химкинского леса пытались противостоять началу вырубки, аргументируя это отсутствием у рабочих необходимых документов. Два лагеря экологов были разгромлены ОМОНом, сами ученые подвергались нападениям неизвестных в масках. К конфликту также подключились правозащитники и депутаты Госдумы России.

Игорь Честин, глава российского отделения WWF, комментирует новое постановление:

— «Я считаю, что российское гражданское общество сказало свое веское слово и реакция на это наконец-то последовала«.

Эксперт добавил, что лес может оправится от ущерба, нанесенного ему этим летом, пока власти будут решать его судьбу.

— «Пока вырубка приостановлена, можно вести открытый диалог«, — добавил Честин.

Как планировалось, новая автомагистраль разгрузит действующую трассу Москва — Санкт-Петербург и позволит быстрее добираться до московского аэропорта «Шереметьево».

Эксперт московского центра «Карнеги» Николай Петров считает, что ситуация может развиваться по двум сценариям. Первый — просто успокоить протестующих, потянуть время и через пару месяцев вновь вернуться к реализации первоначального плана. Второй сценарий — действительно пересмотреть маршрут трассы и строить ее уже иначе».

Экологам в России уже доводилось оказывать влияние на решения, принятые в Кремле. В 2006 году, когда Владимир Путин был президентом, нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» был перенесен более чем на 40 километров на север от крупнейшего на планете пресноводного озера Байкал. Международные экологические организации тогда называли это решение «победой общественного мнения».

Источник: Wall Street Journal/Medvedev Halts Road Project