В марте этого года UCP подал иск на «Транснефть» в сумме 100 млн рублей. В претензии было сказано, что ответчик недоплатил за 2013-й год по привилегированным акциям практически эту сумму, тем самым нарушив права всех акционеров. Вместо того, чтобы паритетно распределить дивиденды по обыкновенным (в доле государства) и привилегированным акциям (UCP и десятки других российских и частных инвесторов), менеджмент госкомпании занизил дивиденды по последним почти вдвое.
Щербович рассказалForbes, что еще в 1999 году «Транснефть» исключила пункт в уставе, гласящим равные дивиденды держателям обыкновенных и привилегированных бумаг (префы). Но даже этот факт не мог нарушить законодательство, поскольку права акционеров регулируются при эмиссии бумаг. Если UCP выиграет судебный иск, то 100 млн рублей передадут одному из государственных благотворительных фондов, чтобы не складывалось мнение о стяжательстве и попытке нажиться на госкомпании. Это что касается первого иска о дискриминации по выплатам. Второе обращение в суд связано с отказом «Транснефти» передавать акционеру внутренние документы для ознакомления с ее деятельностью, что опять же лежит за гранью закона. Ну а третий иск вытекает из первых двух: этим летом руководство компании без приглашения владельцев префов поменяли устав, сократив права последних. Вероятно, что последует иск и по неполным выплатам дивидендов за 2015-й год.
Илья Щербович констатирует, что вместо демократизации отношений с инвесторами «Транснефть» всячески дискриминирует их, а 90% прибыли прячет в дочерних структурах. Получается, что обычный закон рынка с ростом акций, максимизацией прибыли и дивидендов в данном случае не работает. Более того, гендиректор «Транснефти» Николай Токарев неоднократно публично говорил о миноритариях, что «я не считаю их акционерами», «меня не волнует капитализация» и т.д. Ничего подобного руководство Сбербанка, ВТБ, «Роснефти» и прочих публичных госкомпаний с частным капиталом себе не позволяет.
Но если кто-то думает, что «Транснефть» нарушает права только частных держателей акций, то глубоко ошибается. Госкомпания скрывает свою прибыль и дивиденды даже от государства. Уже несколько лет она формирует в головной компании лишь 5-20% совокупной прибыли, оставляя в филиалах прочие доходы. И только из 5-20% государству щедро предлагается выплатить какую-либо прибыль.
«Неужели будет такая же ситуация по дивидендам и за 2016 год? Неужели сейчас опять будут пустые дискуссии, вместо того чтобы четко сказать компании: «Так, коллеги, давайте поднимать прибыль с «дочек» на головную компанию, давайте менять договорную структуру, показывайте всю прибыль на головной компании, чтобы у нас как у государства была полная гибкость, сколько мы хотим выплатить дивидендов, мы же основной акционер!» — посоветовал Илья Щербович членам совета директоров «Транснефти», представляющих государственные интересы.