На прошлой неделе следователи и оперативники провели обыски в ряде компаний – ОАО «ХК «Сибирский цемент», ООО «Оптический холдинг» и ООО «Русская цементная компания» бизнесмена Олега Шаркина. Последняя была создана им совместно с «Ростехом».
«Финансовая газета» пишет, что эти мероприятия прошли в рамках расследования уголовного дела о хищении в «Ростехе» 33 млн рублей. По версии следствия, подконтрольный госкомпании НИИ «Полюс» завысил стоимость покупки оборудования для производства монокристаллов, которые используются в оборонной и космической отраслях. Вместо 12 млн рублей институт перечислил ООО «Нефтехиммаш Плюс» 33 млн рублей. Деньги были похищены, а оборудование так и не поставлено. В рамках расследования уже арестованы гендиректор НИИ «Полюс» Сергей Копылов, заместитель гендиректора холдинга «Швабе» (входит в «Ростех») по экономике и финансам Александр Стасюк, а также заместитель гендиректора по научно-исследовательским разработкам и инновационному развитию Николай Ракович. Следствие считает, что этот эпизод однозначно удастся довести до суда.
Новые обыски и задержания пролили свет на очередную сомнительную операцию – по продаже «Ростеху» 24% акций АО «Лыткаринский завод оптического стекла» (ОАО «ЛЗОС»). В результате этой сделки госкомпании был нанесен ущерб около 600 млн рублей. По данным следствия, за этой сделкой может стоять Олег Шарыкин и бывший генеральный директор холдинга «Швабе» Сергей Максин. Они, якобы, ввели в заблуждение руководство «Ростеха» по поводу истинной стоимости акций завода. Еще одним фигурантом является Эдуард Таран – совладелец ОАО «ЛЗОС», в пользу которого могла осуществляться сделка. В компании Тарана РАТМ Холдинг также прошли обыски. По версии следствия, Шарыкин и Таран воспользовались поддержкой Максина и Стасюка в «Швабе», чтобы провернуть выгодную для себя, но убыточную для «Ростеха» сделку.
Дело в том, что перед началом продажи акций Лыткаринского завода, «Ростеху» уже принадлежал 51% акций «ЛЗОС». А 30% были в руках Тарана. Компанией ООО «ФинЭкспертиза» его пакет оценивался в сумму 862 млн рублей – именно этот пакет был предметом сделки между Эдуардом Тараном и «Ростехом».
Однако, весной 2013 года,чтобы избежать процедуры согласования сделки с ФАС, размер покупаемого пакета акций «ЛЗОС» с 30% был уменьшен до 24%. При этом стоимость самой сделки осталась прежней:24% акций стоили 862 млн рублей, как и 30%. «Недостающие» 6% акций приобрел юрист холдинга, некийМ.Романов за 1 млн рублей. Простой подсчет показывает, что, стоимость одной акции, проданной физическому лицу, составляла всего 166 тыс рублей, что противоречит предыдущим подсчетам экспертизы.
Перед сделкой с «Ростехом» Эдуард Таран продал принадлежавшие ему акции «ЛЗОС» своим же офшорам «Labrosan» и «Stamella» за 220 млн рублей. Лишь пройдя через цепочку перепродаж, акции оказались у «Ростеха», за указанные 862 млн рублей. Перевод акций в оффшоры был совершен Тараном, предположительно, с целью неуплаты налогов. Впоследствии один из его оффшоров — «Labrosan», подписал соглашение с «Halbay» Шарыкина о распределении полученных средств. Вероятно, эти деньги были поделены между всеми участниками сложной схемы.
Ущерб «Ростеха» в 600 млн рублей от покупки «ЛЗОС» рассчитывался следователями таким образом:
Согласно годовому отчету в 2012 году Лыткаринскийоптический завод направил на дивиденды около 20 млн рублей, то есть на одну обыкновенную акцию — по 37 рублей. Дивиденды за 2010 были того меньше — по 28 рублей на обыкновенную акцию. Элементарный экономический анализ доказывает, что госкомпания «Ростех» могла бы окупить приобретение 24%пакета акций «ЛЗОС» лишь спустя 300 лет, что ставит под сомнение саму необходимость сделки. Таким образом, в данный момент у правоохранительных органов достаточно доказательств, чтобы привлечь к ответственности всех фигурантов финансовой аферы.