Полицейская операция или провокация?
Ильшат Иванов страдает заболеваниями, которые исключают пребывание под стражей. Тем не менее, его продержали в одиночной камере следственного изолятора Улан-Удэ полгода – с сентября 2012 года по март 2013 года. Несмотря на протесты общественности и настоятельные рекомендации врачей. После изменения меры пресечения на домашний арест полицейские Бурятии пытались обвинить его в нарушении режима, чтобы снова заключить под стражу. Они заявляли, что он самовольно дважды покидал больницу, где находился на лечении. Однако их доводы были опровергнуты в суде. Выяснилось, что браслет, посредством которого осуществляется контроль за арестованным, был неисправен. Ранее, когда Ильшату Иванову стало плохо дома, кнопка экстренного вызова помощи на браслете не срабатывала. Но, судя по всему, в МВД России по Бурятии на этом не успокоились.
В мае этого года по линии Минздрава России Ильшату Иванову была выделена квота на операцию в Новосибирске. От своевременного ее проведения, без преувеличения, зависела его жизнь. В связи с этим он, опираясь на медицинское заключение о необходимости хирургического вмешательства, запросил в УФСИН РФ по Бурятии и в полиции разрешение поехать на операцию. По словам адвокатов, официальные разрешения были получены. Да и не безумец же их подзащитный, чтобы, находясь под особо пристальным вниманием правоохранителей, самовольно отправиться в другой город, проложив себе прямую дорогу в тюрьму!
Тем не менее, уехавшего на операцию Ильшата Иванова объявили в розыск. Зачем? Непонятно. В розыск объявляют тех, кто скрывается или чье местонахождение неизвестно. Но в данном случае все знали, где находится подследственный и по какой причине. Но, видимо, полицейские решили разыгрывать свой фарс по всем законам детективного жанра: оперативная суета, розыск, погони и т. д
Матерых преступников у нас, бывает, ищут годами. А Ильшата Иванова арестовали в Новосибирске сразу же, что тоже является подтверждением полной осведомленности полиции о его передвижениях. И тут возникло еще одно странное обстоятельство, которое наглядно показывает противоречивость действий правоохранителей. Полицейское следствие направило в суд в Улан-Удэ ходатайство о продлении срока домашнего ареста Ильшату Иванову. Как будто никто его в розыск не объявлял. Но одновременно в суд Новосибирска было направлено другое ходатайство – о заключении под стражу. Как это увязать? Возможно, первое ходатайство было своего рода страховкой для следствия на случай, если защита предъявит в суде Новосибирска официальные разрешения УФСИН и МВД России по Бурятии на поездку на операцию?
Однако эти важнейшие документы, которые были изъяты полицейскими у Ильшата Иванова при его задержании в Новосибирске, таинственным образом исчезли. Адвокаты, несмотря на все усилия, до сих пор не могут найти никаких их следов. Ни в УФСИН, ни в МВД России по Бурятии.
Как только это выяснилось, что из суда в Улан-Удэ было отозвано ходатайство о продлении срока домашнего ареста. Капкан, поставленный полицией на тяжело больного человека, захлопнулся…
Из Новосибирска Ильшата Иванова этапировали в Иркутск, где продержали целый месяц. Зачем это было нужно, тоже никто толком не может объяснить. Ведь следствие ведется в Улан-Удэ, и события, которые легли в основу уголовного дела, якобы произошли там же.
Но даже когда его доставили в столицу Бурятии, то почему-то поместили не в СИЗО, а в спецприемник для административно арестованных. Чем были продиктованы эти действия правоохранителей – тоже совершенно непонятно. Если Ильшат Иванов – матерый криминальный авторитет, контролировавший до своего ареста черный рынок нефрита, как настойчиво утверждают официальные представители МВД, то разве можно было содержать такого «монстра» вместе с мирными гражданами, отбывающими «сутки» за вождение в нетрезвом виде?
Пиар на крови
Заметим, исчезновение изъятых у Ильшата Иванова разрешений на поездку в Новосибирск – это не первая пропажа, которая случилась в ходе уголовного преследования бизнесмена. Весной 2013 года обнаружилось исчезновение 8 миллионов рублей из сейфа, изъятого при обыске в доме Ильшата Иванова. Деньги принадлежали его супруге, и суд обязал блюстителей порядка вернуть их законной владелице. Но ее попытка получить свои кровные оказалась безуспешной – в сейфе, который хранился в здании оперативно-розыскной части МВД России по Бурятии и к которому имели доступ только полицейские, ничего не было. Миллионы как будто испарились и до сих пор не найдены. А неприязнь полицейских чинов к Ильшату Иванову после обнародования этой скандальной и грязной истории только усилилась.
С уголовным преследованием Ильшата Иванова связаны и другие странности. Сразу после его ареста теперь уже бывший глава МВД России по Бурятии Александр Зайченко громко рапортовал о «разгроме самой крупной и самой организованной в республике преступной группировки», которая «занималась незаконным оборотом нефрита». Логично было бы предположить, что Ильшату Иванову будут предъявлены обвинения в криминальной добыче и сбыте этого минерала, пользующегося большим спросом в Китае. Но, как вскоре, выяснилось, в его уголовном деле нет ровным счетом ничего, связанного с нефритом. А руководство МВД России по Бурятии, похоже, просто «пиарилось», безосновательно связывая арестованного бизнесмена с нефритовой темой. Поскольку никаких реальных достижений в борьбе с хищнической добычей и контрабандой ценного камня у правоохранительного ведомства не было. Это впоследствии подтвердила и комплексная проверка Генеральной прокуратуры России. В ходе нее была изучена и весьма нелестно оценена работа бурятской полиции по декриминализации нефритовой отрасли, что и привело к быстрой отставке Александра Зайченко.
Криминальный авторитет в роли потерпевшего
В действительности против Ильшата Иванова выдвинуты обвинения в вымогательстве. Они полностью основаны на показаниях «потерпевшего», коим является действительно крупнейший в регионе криминальный авторитет по кличке Ринча. С юных лет он ведет образ жизни отъявленного негодяя. Был судим и отбыл срок за покушение на убийство и незаконное ношение оружия. Причем, стрелял Ринча не в себе подобного, а в сотрудника полиции, который чудом выжил после ранения.
После освобождения Ринча создал и возглавил преступную группировку, состоящую из местных беспредельщиков и китайцев. Именно это преступное сообщество контролирует черный рынок нефрита. Как писал еженедельник «МК в Бурятии», нигде и никогда не работавший Ринча стал лидером преступного мира Восточной Сибири и богатейшим криминальным дельцом в регионе, благодаря контролю за нефритовыми потоками. Он разъезжал по Улан-Удэ на лимузине «Бентли». Никто более здесь не мог позволить себе подобной роскоши. Никто не пользуется такой безнаказанностью, которую, видимо, обеспечивает Ринче валютная выручка от незаконных операций с нефритом.
Газета «Аргументы недели» приводит «далеко не полный» перечень преступлений, за которые Ринча давно уже должен был бы отбывать заслуженное наказание:
– апрель 2010 г.: поджог ресторана «Вокруг света» в Улан-Удэ. Возбуждено уголовное дело №94-2010-1502 по ч. 2 ст. 1 67 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества путём поджога, взрыва или иным общеопасным способом;
– июнь 2010 г.: поджог кафе «Джунго», возбуждено уголовное дело №92-2010-2025 по той же статье УК;
– июнь 2010 г.: кафе «Джунго» вновь подожгли, возбуждено уголовное дело №92-2010-2268.
– июль 2010 г.: подожог кафе «Шангри Ла». Возбуждено уголовное дело №92-2010-2244;
– август 2010 г.: поджог ресторана «Хайлар». Возбуждено уголовное дело №92-2010-2268;
– август 2010 г.: вымогательство 1,5 млн. руб. у китайского предпринимателя под угрозой травматического пистолета. Ринча арестован, но затем отпущен под залог. Вскоре он опять был замечен в вымогательстве 500 тыс. руб. у двух граждан КНР (уголовное дело №60-10-48).
– гражданин КНР, у которого Ринча требовал мзду в размере 15 долл. США с каждого приобретённого им килограмма нефрита, избит арматурой. Потерпевшему переломали пальцы на руках, один пришлось ампутировать в больнице (уголовное дело №60-11-03).
Кроме того, по данным издания, Ринча причастен к нашумевшему в Улан-Удэ заказному убийству другого криминального авторитета – Владимира Власко, известного под кличкой Хохол. В октябре 2010 г. он вместе с телохранителем был застрелен в подъезде своего дома. По данным источника, знакомого с ходом расследования, незадолго до убийства между группировками Хохла и Ринчи возник конфликт. Причина – конкуренция на чёрном рынке нефрита.
В своей криминальной деятельности Ринча пытался выйти на общероссийский уровень. Он встречался с приближенными «вора в законе» Деда Хасана и, по данным целого ряда источников, обещал им часть доходов от нелегального оборота нефрита в обмен на их содействие в устранении конкурентов, противостоянии усилиям государственной власти, направленным на декриминализацию нефритовой отрасли, и закрепление за ним монопольного контроля за добычей и контрабандой ценного минерала в Китай. Ринче была обещана всемерная поддержка. Но вскоре Дед Хасан был застрелен в Москве.
Убийство под госзащитой
Сегодня Ринча находится под… госпрограммой защиты свидетелей. Он заключил сделку с правосудием. Уголовные дела об его криминальных похождениях будут рассматриваться в особом порядке, то есть с возможностью назначения наказаний ниже пределов, установленных Уголовным Кодексом, в том числе условных, или полного освобождения от наказаний за сотрудничество со следствием. Цена всего этого – нужные полицейским показания против Ильшата Иванова, на уголовном деле которого столь явно пытались заработать себе «очки» бывшие руководители МВД России по Бурятии.
Заметим, что Ринча и ранее не брезговал наветами на других людей. По его заявлению в Иркутске к уголовной ответственности за грабёж были привлечены четыре человека, якобы силой отнявшие у Ринчи дорогую машину. Однако дело это безнадёжно рассыпалось в суде, где сам же «потерпевший» отказался от своих показаний.
Шокирующий факт: уже находясь под программой госзащиты свидетелей, Ринча совершил убийство человека. И не постороннего, а своего двоюродного брата. Молодой человек, работавший в сфере IT и не имевший никаких дел с криминальным миром, приехал со своей семьей поздравить Ринчу с днем рождения. В ходе застолья, которое проходило на квартире авторитета в центре Улан-Удэ, внезапно запсиховавший Ринча зарезал родственника и гонялся с окровавленным ножом за его женой, которая, схватив на руки ребенка, чудом успела спастись за бронированной дверью (ее установили в квартире Ринчи заботливые полицейские, чтобы он мог спрятаться в одной из комнат в случае нападения до приезда его госзащитников).
И что вы думаете? Действия Ринчи были квалифицированы как … превышение пределов необходимой самообороны. Это при 17 ударах ножом, которые он нанес своему двоюродному брату! При явной угрозе убийством его жене и малолетнему ребенку! Все это, видимо, тоже будет предметом очередной сделки закоренелого уголовника с полицейским следствием. Ринчу даже не взяли под стражу, несмотря на ходатайство Следственного управления СКР по Бурятии, ограничившись домашним арестом в квартире с бронированной дверью. Ведь это же «партнер правосудия»!
А может быть, кому-то выгодно, чтобы Ринча оставался фактически безнаказанным, и криминальный беспредел в нефритовой отрасли продолжался?
«Дышите в форточку!»
Зато под стражей в роли «заложника правосудия» снова находится Ильшат Иванов, якобы вымогавший у Ринчи крупную сумму денег и дорогие автомашины. За время пребывания в СИЗО состояние здоровья предпринимателя резко ухудшилось. К ранее имевшимся заболеваниям, несовместимым с содержанием под стражей, добавилось новое, приобретенное в тюремных стенах – диабет. Но Ильшату Иванову не разрешают даже прогулок на свежем воздухе, хотя они необходимы ему по медицинским показаниям. Вместо этого правоохранители посоветовали приобрести … беговую дорожку и «дышать в форточку».
По мнению защиты, подобное обращение с арестованным граничит с пытками и является вопиющим нарушением Европейской конвенции о правах человека.
Жуткое полицейское шоу продолжается. Лидер преступного мира Бурятии Ринча продолжает надсмехаться над обществом и Законом. Правоохранители в непонятных целях и интересах выделывают разные трюки, наподобие Копперфильда, заставлявшего исчезать слонов и Статую Свободы (в данном случае «растворяются» крупные суммы денег и документы, игнорируются очевидные факты и обстоятельства). И все это может стоить жизни конкретному человеку.