Гонка с преследованием

На днях президиум Алматинской городской коллегии адвокатов (АГКА) вынес примечательное постановление. Адвокат Мураткали Кубегенов был исключен из коллегии за грубые нарушения нескольких статей казахстанского закона «Об адвокатской деятельности», Правил профессиональной этики, решений АГКА, фальсификацию документов, поведение, порочащее звание адвоката. Минюсту Республики Казахстан направлено ходатайство об отзыве у нарушителя адвокатской лицензии. АГКА также обратилась в Высший Судебный совет, Верховный Суд РК, Алматинский городской суд, в Республиканскую коллегию адвокатов по факту противоправного вмешательства судьи И. Федотовой в адвокатскую деятельность.

Впрочем, рассчитывать на позитивное решение по запросу коллегии адвокатов, скорее всего, не стоит. Об этом свидетельствует весь ход известного «дела Сутягинского», в ходе которого казахстанские правоохранители совместно с судебными органами проявляют удивительное единодушие с рейдерской группой, организовавшей грубые атаки на наиболее успешные российские активы, а также фальсифицирующей уголовные дела против представителей российских инвесторов, с нуля создающих современные производства. Речь идет о беспрецедентном по количеству нарушений преследованию Александра Сутягинского. Исполнители при должностях и погонах игнорируют десятки законов, буквально «пускаются во все тяжкие», не соблюдая даже внешних приличий, дабы доказать не доказуемое.

Надо полагать, «крышует» весь этот процесс лицо весьма влиятельное. Иначе чем объяснить то, что факты рейдерства установлены, против главных фигурантов возбуждены уголовные дела по многочисленным эпизодам («рейдерство», «подделка документов», «мошенничество», «хищение»). Одновременно обнародованы десятки примеров того, что уголовное дело уже против Александра Сутягинского сфальсифицировано самими рейдерами, а судей заставляли принять «нужное» решение. Однако его преследование продолжается.

Суд да дело

Напомним, что генеральный директор построенного российскими инвесторами завода «Силициум Казахстан» Александр Сутягинский в октябре 2012 года был задержан на выходе из Алматинского арбитражного суда, в котором сумел предотвратить рейдерский захват своего предприятия. Известного промышленника обвинили в приготовлении попытки покушения на некоего Михаила Гаркушкина и хранении огнестрельного оружия.

Основными свидетелями обвинения – если не сказать единственными – стали участники рейдерской группы под управлением того самого Гаркушкина, в отношении большинства из которых сейчас расследуются уголовные дела. В качестве «доказательств» фигурировали аудио- и видеозаписи, подлинность которых отказались подтвердить эксперты казахстанские и опровергли специалисты российские. И те, и другие нашли следы модификации записей, то есть изменений и монтажа. Других «доказательств» по делу не было. Кроме того, в давно не обитаемом доме, не принадлежащем Александру Сутягинскому, но расположенному вплотную к дому Михаила Гаркушкина, был найден автомат и патроны без отпечатков пальцев. Оружие непонятно на каких основаниях, которые следствие даже не обосновало, «приписали» Сутягинскому, хотя ключи от дома хранились у рейдеров.

В общем, перед следствием стояла непростая задача: каким-то образом «сшить» дело из заведомо ветхих заплат. Впрочем, особо не заморачивались, учитывая, что на рассмотрение оно попадало в Алматинский городской суд, председатель которого, как показали последующие события, отличался настойчивой пристрастностью, явно выходящей за рамки закона и приличий.

Стоит добавить, что дело вел хороший знакомый Гаркушкина, следователь Лупийчук. И своего визави не подвел. В процессе расследования стали выясняться неприятные факты: помимо покушения на «Силициум Казахстан» Михаил Гаркушкин еще за несколько месяцев до ареста Александра Сутягинского втайне от него по, вероятно, поддельным документам захватил у того крупную компанию «Баско», а после задержания своей жертвы рейдеры прибрали к рукам большой дом сына Сутягинского с земельными участками, дорогой автомобиль и кое-что по мелочи. Дело по подделке документов и рейдерским захватам каким-то образом попало все тому же Лупийчуку. Который его сразу же закрыл.

Ну а потом начался суд. Любой другой суд, за неимением доказательств по столь тяжелому обвинению, не стал бы даже отправлять дело на дополнительное расследование, а сразу вынес оправдательный приговор: доказательства были настолько сомнительными, что «выжать» что-либо из них не представлялось возможным. Не говоря уже о ворохе процессуальных нарушений, без которых, видимо, совсем ничего не склеивалось. Но Алматинский горсуд умеет принимать решения, которые устраивают его председателя. Даже по делу, которое имело огромный общественный резонанс. И в марте прошлого года Александру Сутягинскому за подготовку к покушению, не скупясь, присудили 12 лет строгого режима с конфискацией имущества. Имущество, впрочем, к тому времени уже было полностью раздербанено рейдерами.

Таким образом, от активного противодействия дальнейшим рейдерским захватам российских активов была удалена ключевая фигура, которая и создавала современнейшие производства, и этими активами управляла. Российским собственникам четко дали понять – станете мешать, да и просто появитесь в Казахстане, вас ждет та же судьба, что и Александра Сутягинского. Репрессии стали реализовываться на практике. Например, заместителя генерального директора завода «Силициум Казахстан», который стал главным объектом захвата, гражданку России Надежду Маркатюк пограничники несколько месяцев не выпускали из Казахстана. Так и не объяснив, на каких основаниях: не предъявляя ни обвинений, ни претензий, ни подписки о невыезде. Не отвечая на письма, запросы. Даже не намекнув: за что?

Бремя страстей

Ну а затем состоялось апелляционное рассмотрение дела. Судью с многолетним стажем и внушительным послужным списком Кульпаш Утемисову, видимо, смутило качество «доказательств». Процесс длился больше месяца, что довольно долго для апелляционной инстанции. Зато доводы обвинения и защиты были основательно рассмотрены. Впрочем, затянулся суд не только из-за этого. В начальственных судебных кабинетах разворачивались нешуточные страсти. Иногда это было заметно участникам заседания, когда судью «вызывали на ковер», после которого она приходила заплаканная и просила дать ей отвод. И даже прямо заявляла, что на нее оказывается давление с целью принятия незаконного решения. А именно: быстро и без рассмотрения подтвердить обвинительный приговор первой инстанции.

Позже Верховный Суд Республики Казахстан под председательством тогда еще Бектаса Бекназарова провел оперативную проверку, которая подтвердила, что на судью Кульпаш Утемисову ежедневно (!) оказывалось беспрецедентное давление со стороны председателя Алматинского городского суда Мейрамбека Таймерденова и председателя апелляционной коллегии Лукмата Мерекенова с жестким требованием утвердить обвинительный приговор Александру Сутягинскому без исследования дела, или хотя бы уйти на больничный. В объяснительной записке председателю Верховного Суда Утемисова также сообщила, что эта настойчивость именно по данному делу выглядела весьма необычно. И добавила, что с тем же предложением «посадить Сутягинского» к ней обращались представители стороны Гаркушкина, которые предлагали за «нужное» решение большие деньги, сообщив, что с ее начальством «вопрос решен». Кроме того, судья рассказала и о другом эпизоде, когда Лукмат Мерекенов, воспользовавшись своим влиянием, помог в те дни Гаркушкину избежать ареста по обвинению в рейдерском захвате имущества Сутягинского.

Самое интересное, что председатель Алматинского городского суда Мейрамбек Таймерденов в своих объяснениях подтвердил: да, давление оказывал; да, требовал, чтобы в кратчайшие сроки по Александру Сутягинскому было вынесено именно обвинительное решение. Но в резолютивной части проверки Верховного Суда это грубейшее нарушение закона никакой оценки не получило. Все это вроде как в порядке вещей. Ну, разве что слабо давил.

А виноватой объявляется судья Кульпаш Утемисова, которая 12 августа прошлого года отменила часть обвинений в адрес Александра Сутягинского, а другую часть переквалифицировала на менее тяжкие, освободив подсудимого из под стражи в зале суда. Причем на некоторый компромисс с руководством она все-таки пошла. В упоминаемой уже объяснительной записке на имя председателя Верховного Суда Казахстана Утемисова сообщила, что убеждена в невиновности Александра Сутягинского. А то, что оставила некоторые статьи обвинения, заменив реальный срок на условный, объяснила тем, что дело приобрело международный резонанс и полное оправдание промышленника могло бы нанести ущерб Казахстану.

Рейдеры отыгрываются

Однако рейдеры компромиссом не довольствовались. Им не нужен был Александр Сутягинский на свободе. Впрочем, и живым тоже: в СИЗО ему неоднократно намекали, что на этапе его убьют, а смерть спишут на плохое здоровье. Никто не удивится: не молодой человек, несколько операций на сердце, через несколько дней после ареста планировалось еще одно хирургическое вмешательство…

Те, кто был кровно заинтересован в обвинительном вердикте, проявили всю мощь своего влияния. Всего через неделю они организовали кассационное рассмотрение дела. По свидетельству юристов в истории современного Казахстана таких «скоростей» никогда зафиксировано не было. Ну, если не считать ту удивительную оперативность, с которой в арбитражном суде Алматы рассматривались «липовые» документы, согласно которым доли в «Баско» и «Силициум Казахстан» переходили Гаркушкину.

Спешили так, что грубо нарушили ряд обязательных процессуальных сроков и еще несколько законов. Но ведь не впервой!

В итоге кассационная инстанция под руководством председателя Алматинского городского суда, того самого Мейрамбека Таймерденова, как говориться, «отработала гонорар». Всего за два часа, в отсутствие подсудимого и его законных адвокатов, проштамповала обвинительный приговор первой инстанции. Причем дату рассмотрения дела назначили на тот момент, когда оно еще находилось в апелляционной инстанции и полный текст ее постановления не был вручен ни сторонам по делу, ни осужденному. Из-за нарушения всех мыслимых сроков защита была лишена и возможности написать возражения на протест, так как ссылаться стороны имеют право только на доказательства, исследованные в судебном заседании. При этом постановление апелляционной инстанции вручено уже после извещения о кассационном рассмотрении, что является также нарушением закона.

Теперь же выяснилось, что имели место и другие грубейшие нарушения, отмеченные в постановлении Алматинской городской коллегии адвокатов, с упоминания которого и начинается данная публикация. Они подтверждают незаконность принятого судебного решения. Александр Сутягинский был лишен конституционного права на защиту. Вместо законных адвокатов ему явочным порядком навязали Мураткали Кубегенова – без соответствующего договора с подзащитным, без его согласия, без полагающегося поручения заведующего юридической консультацией, без ознакомления с материалами дела, зато с фальсифицированным задним числом ордером и после «настоятельных просьб» судьи, что, кстати, тоже противоправно. Расследование Алматинской городской коллегии адвокатов показало, что «защищал» подсудимого Кубегенов, мягко говоря, формально. За что, в совокупности с другими нарушениями законов и адвокатской этики, был изгнан из профессионального сообщества.

Через пару недель после скорого и беспощадного кассационного суда результаты упомянутой проверки Суда Верховного попали в СМИ. Факты давления на судью вызвали грандиозный скандал. Своих должностей лишились все – начиная от председателя Верховного Суда Казахстана, заканчивая руководством Алматинского горсуда. Но потеряли они должности, судя по всему, не за преступные действия, выразившееся в том самом давлении. А за то, что не обеспечили «нужное» решение в апелляционной инстанции. Тем самым рейдеры и их покровители еще раз показали свое внушительное влияние.

А что же Кульпаш Утемисова? Ее попросту… посадили. За несговорчивость, за принципиальность, за то, что невольно стала причиной скандала и последующих отставок. За то, что вынесла приговор, неугодный рейдерам.

Другим наука!