Жуковский районный суд Калужской области 21 декабря вновь признал экстремистским материалом картину Александра Савко «Нагорная проповедь». 18 августа 2011 года суд уже признавал работу Савко экстремистской, однако позднее вышестоящая инстанция отменила это решение, и направила дело на новое рассмотрение.
Прокуратура Калужской области в своих материалах отмечает, что графическая работа является карикатурой на Иисуса Христа, тем самым она способствует разжиганию религиозной вражды. «В данной графической работе вместо (поверх) лица Иисуса Христа автор разместил изображение известного мультипликационного персонажа Микки Мауса. Использованный Савко прием соединения священного для верующих христиан образа Иисуса Христа и комичного (в данной ситуации – даже вульгарного) образа Микки Мауса превратил эту графическую работу в карикатуру. Тем самым, евангельский сюжет представлен автором работы в виде комикса, что в свою очередь представляет собой и осуществляет предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии», – отмечает ведомство.
Доводы свидетелей защиты, что работа художника Александра Савко не оскорбляет чувств верующих, за её основу взята не икона, а светское произведение западно-европейского художника, не убедили суд. Если и вышестоящие суды подтвердят решение Жуковского районного суда, то картину Савко «приговорят» к уничтожению, а на территории России её будет запрещено воспроизводить и демонстрировать.
Существуют различные оценки числа верующих православных в России – в стране, напомним, по Конституции светской. Ряд социологов предлагают такую методику их подсчёта – численность причащающихся хотя бы раз в год. В 2005 году таких россиян было 9,5 млн. человек, или 8,5% населения России.
18 декабря 2011 ФОМ сделал новое социологическое исследование на эту тему. Оказалось, что численность причащающихся хотя бы 1 раз в год осталась неизменной – 8% опрошенных. При этом 72% россиян не причащались ни разу. При этом чаще всего идут на причастие люди, поддерживающие «Единую Россию», а также жители Центрального федерального округа. На Дальнем Востоке и на Урале никогда не причащались 90% и 87% соответственно.
Однако современных художников и людей, ходящих на их выставки, ещё меньше, чем число верующих христиан в России – наверняка несколько десятков тысяч (впрочем, социологические исследования на эту тему никто не проводил). То есть эта история с судом – борьба одного меньшинства с другим, не затрагивающая интересы 70-90% населения России.
Казалось бы, эта история не для атеистов, мусульман, буддистов, иудеев и части протестантов, отвергающих религиозные изображения. Но это не так. Если прокуратура и суд, выступающие от имени «народа Российской Федерации», осуждают какое-то меньшинство за мыслепреступление, то тогда у подавляющего числа россиян появляется весомый повод требовать у «органов» расследования и «материальных» дел. И если с современных художников многого не возьмёшь (90% из них перебиваются с подачки на подачку от фондов и галерей), то к РПЦ требования более серьёзные.
Стоит напомнить: с 11 января 2000 года глава РПЦ имеет государственную охрану. ФСО охраняет Патриарха по указу Владимира Путина, который принял это решение ещё будучи в ранге и.о. главы государства. До этого, с 1993 года, эту функцию выполняло ГУВД Москвы.
В апреле прошлого года издание «Аргументы недели» сообщило об изменении схемы охраны Патриарха Кирилла: если Алексия II охраняли по схеме №3 (машина ФСО и сопровождающие сотрудники), то нынешнего главу РПЦ охраняют по президентской схеме (работа на маршруте движения, на месте пребывания, на отходе, плюс сопровождение — всего в охране Патриарха задействовано более 300 сотрудников).
В январе 2011 года общественный фонд «Здравомыслие» обратился с заявлением о незаконности предоставления государственной охраны главе РПЦ. Они увидели в этом нарушение ст. 14 Конституции РФ (она гласит, что Россия — светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом).
В сентябре протоиерей Владимир Вигилянский объяснил, что Патриарха Московского и всея Руси Кирилла охраняет ФСО, потому что «поступает много угроз в адрес первых лиц Церкви из-за большого количества озлобленных воинствующих атеистов». В общем, дело спустили на тормозах.
Но времена сейчас меняются, и на тормозах такие дела, скорее всего, в скором будущем уже не остановить. Однажды молчаливое, безразличное большинство станет говорящим и заинтересованным.