Вы здесь

Авиаторы отметили день рождения М.Л. Миля

Алена Моргуновская
Алена Моргуновская

Праздник этот, как и многие другие в этом году памятные даты, пришлось провести скромнее, чем  хотелось бы, признают те, кто работат сейчас на заводе  имени знаменитого авиационного конструктора.

В связи с  коронавирусом и соответствующими ограничениями, открытого праздника провести вообще не удалось, но в  КБ и на заводе  день рождения отца-основателя  отечественного вертолётостроения, конечно, не могли не отметить.

В этом году отмечали день рождения авиаконструктора, правда, менее пышно, чем  в прошлом году, когда на сто десять лет с его рождения Минпромторг и холдинг «Вертолеты России», в который сейчас  входит завод им. М.Л. Миля,  выпустили на большие экраны художественный фильм  под  названием  «Небо измеряется Милями», посвященный жизни Михаила  Леонтьевича Миля. Режиссером  фильма тогда выступил Константин Буслов.

В этом году прошло несколько памятных мероприятий на заводе, были вручены награды, названные его именем.

Михаил Миль родился в Иркутске в 1909 году,  и еще до войны пришел в авиацию, увлеченно занявшись конструированием винтокрылых машин. В ранние годы другой  знаменитый  конструктор вертолетов, Сикорский, который позднее жил и работал в США, фактически был его учителем, хотя и  в основном заочно.  Именно его наработки  легли в  основу  будущих вертолетов  Миля.

Первую  модель самолета М.Л. Миль сделал в двенадцатилетнем возрасте.  Эта модель в итоге стала победителем на конкурсе  юношеских авиамодельных работ в Томске

В  1925  году  Миль поступил в  Сибирский  технологический  институт, где  еще в годы  обучения разработал и построил  свой  собственный  первый  планер, который сам же  и облетывал.  Несмотря на  такие  успехи, со второго курса  Миль был исключен по доносу «за непролетарское происхождение», после чего пошел работать в кожевенную лабораторию. Уже оттуда он снова поступает на обучение по авиационной  специальности  и, наконец, заканчивает образование.

Во втором  вузе, где учился  Миль, имелась одна  из двух на тот момент в Советском Союзе аэродинамических труб, в  которой  молодой  конструктор  имел возможность проверять свои разработки.

В  1929 году  Михаил Миль узнал о новых на тот момент летательных аппаратах – автожирах, и  обратился  с просьбой к руководившему отделением автожиров в ЦАГИ Н. Камову, чтобы  заниматься  именно этими винтокрылыми аппаратами.

После  окончания  обучения Миля направили на Таганрогский  авиазавод, откуда  молодой  талантливый  конструктор, сумевший заручиться  поддержкой самого именитого на тот момент конструктора автожиров  Камова, смог убедить начальство, что принесет больше  пользы, если будет работать в  ЦАГИ и заниматься  автожирами. В Центральном  аэрогидродинамическом институте  Михаил Миль участвовал в разработке нескольких советских автожиров, а  за свои заслуги быстро  получил руководство бригадой.

1939 год стал  знаменательным в жизни Михаила Миля – тогда было принято решение о создании отдельного завода, задачей  которого будет производство  автожиров.  Возглавил его Николай Камов, а  Михаил Миль стал его заместителем.

В  годы войны  Михаил Миль, как и многие другие  авиаконструкторы, оказался в эвакуации, где продолжил свои работы. «Военной авиационной столицей», куда попали и Миль, и Камов, и остальные, стал город Билимбай.

Активная работа по  создания вертолетов  была начата Милем только в  1947 году, когда ему удалось создать конструкторское  бюро, задачей которого было строительство именно геликоптеров, как тогда называли вертолеты. Первая  машина, созданная в этом  КБ, носила название  ГМ- 1 (Геликоптер Миля- 1) и поднялась в воздух спустя всего год с  создания специализированного КБ.

С  1964  года  Михаил Миль стал генеральным  конструктором собственного опытного КБ, коллективом  которого под руководством  Миля были созданы такие  вертолеты, как Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, ставший самым массовым двухдвигательным вертолетом в истории авиастроения, и  многие  другие.  Там же родилась и ставшая  по-настоящему легендарной в российских авиационных частях машина под  названием  Ми-24.  Этот вертолет стал настолько знаменит, что в его честь были  даже написаны  песни.

Но до начала эксплуатации этой легенды  Михаил Миль, вложивший немало сил в его создание, так и не дожил. Инсульт оборвал его жизнь 31 января  1970 года.

Еще по теме:

Обгоняя звук: история Ту-144

Вопрос о сверхзвуковых пассажирских самолетах встал почти через пятнадцать лет после того, как скорость звука преодолели более маленькие и маневренные военные самолеты, но реализовать проект пассажирского сверхзвукового лайнера удалось не сразу.

Первая пилотажная группа в России пригласила журналистов на свою базу

Первой была "Русь", которая  старше обоих этих групп на несколько лет.
Посетить аэродром базирования "Руси" недавно представилась возможность журналистам. Но оказаться там можете и вы.

Новая экспозиция в Музее техники

В Музее техники Вадима Задорожного открылась новая экспозиция, посвященная авиации. Ее экспонаты – это оригиналы уникальных бортов, каждый из которых имеет свою интересную историю.

«НЕБО» покорило сердца зрителей

На подмосковном аэродроме Черное минувшие выходные стали настоящим авиационным праздником – на два дня полоса обычно закрытого аэродрома Московского авиационного ремонтного завода (МАРЗ) оказалась отдана всем тем, кто любит авиацию.

В Петербурге в минувшие выходные прошел День ВМФ

Несколько репетиций, которые завершились большим парадом в День военно-морского флота в Петербурге 25 июля. Праздник отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля.

Летчики пилотажной группы Sarang дали эксклюзивное интервью на МАКС-2021

В рамках авиасалона МАКС-2021 нашим корреспондентам удалось пообщаться с летчиками пилотажной группы Sarang (Павлины), которые выступают на вертолетах Dhruv.