Небесные грузовики

Главные требования, которые предъявляются к транспортной авиации – большая грузоподъёмность, возможность приземления и взлёта с небольших площадок, бесшумность и экономный расход горючего.

С начала холодной войны Соединённые Штаты тратят миллионы долларов на усовершенствование самолётов ВТА. В современном мире десантные войска составляют ударную силу любой армии, а чтобы доставить солдат к месту высадки нужно иметь мощную транспортную авиацию. Самолёты серии «С-5» составили основу американских транспортников. Например, «C-141B» «Старлифтер» с грузом в 42 т мог пролететь почти 5 тысяч км и доставить на место 154 солдата с оружием, 123 десантника, 13 стандартных грузовых платформ.

Советский тяжёловоз

В 1961-м году КБ Антонова получило заказ от министерства обороны создать комплекс воздушной транспортировки межконтинентальных баллистических ракет. Согласно замыслу, спецгрузы (ракета, стартовое оборудование и пр.) должны были доставляться самолётом на ближайший к месту старта аэродром, а далее — вертолётом непосредственно к шахте пусковой установки. Так началась работа над советским гигантом «АН- 22» или «Антей». Через 5 лет среди транспортников ему не было равных в небе.

С тех пор на этом самолёте был установлен 41 мировой рекорд. Первый из них зафиксирован 27 октября 1966 г. Экипаж лётчика-испытателя Давыдова поднял груз 88,103 т на высоту 6600 м. Достигнутый в 1958 г. американцем Дж. М.Томпсоном мировой рекорд на самолёте Дуглас C-133 (груз 53,5 тонн на высоту 2000 м) был перекрыт сразу на 34,6 тонны. Своеобразные соревнования среди транспортников продолжаются до сих пор. «Антей», а затем «Руслан» — русские небесные супертягачи.

Современные силачи

Более распространены в современной транспортной авиации самолёты другого класса. Один из самых современных ответственных тяжёлых транспортников является ИЛ- 76МФ. В классе лёгких — ИЛ -112В.

Оба самолёта сейчас строятся на ВАСО (Воронежском авиационно-строительном объединении) совместно с корпорацией «Ильюшин финанс».

Предполагается увеличить грузоподъёмность ИЛ-112В с 4 до 6 тонн. К тому же воздушный грузовик способен взлететь и приземлиться на полосе в 800 метров. По решению министерства обороны опытный экземпляр самолета должен строиться сразу на серийном заводе. Это подтверждает необходимость производства таких самолётов в самые сжатые сроки.

Что касается «Ил-76МФ», то конструкторское решение КБ «Ильюшин» основывалось на том, чтобы не создавать абсолютно новый транспортник, а провести глубокую модернизацию уже летающего «ИЛ-76». В результате в полтора раза увеличилась грузоподъёмность, существенно выросла дальность полёта, а расход топлива на 15 % меньше. При этом уменьшились шум и вредные выбросы самолёта.

Историческая справка

Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и впервые была осуществлена еще в годы Первой мировой войны. А затем в марте 1931 г. командование Красной Армии приняло решение о создании в Ленинградском военном округе опытного воздушно-десантного отряда из 12 бомбардировщиков ТБ-1 и 10 самолетов-разведчиков Р-5. Дата завершения его формирования 1 июня 1931 г. утверждена как День создания военно-транспортной авиации. В годы Великой Отечественной войны военные авиаторы перевезли свыше 83 тысяч партизан, доставили им 17 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. Всё это боевые заслуги ЛИ-2 – первого советского транспортника. Разработан он был в КБ Мясищева и внедрен в производство под руководством Лисунова в 1939 году на военном заводе в подмосковных Химках. В историю страны самолёт не просто вошёл, а, как и положено, влетел. Акт о капитуляции фашистской Германии 9 Мая 1945 года привез на Ходынку именно Ли-2. На нём было доставлено из Берлина в Москву и Знамя Победы.

Газета «Старая гвардия»